Выделяли участок под церковь, а получили свалку?
О состоянии свалок на окраинах Днепропетровска в медиацентре Забеба рассказали руководитель ОО «Общественное взаимодействие» Татьяна Лампика и директор ОДО «Днепрокоммунтранс» Валерий Лубинский.
Забеба недавно уже писала о заброшенной свалке «Днепрошины», которая по документам превратилась в пашню. А что с другими свалками?
Валерий Лубинский рассказал, что на балансе ОДО «Днепрокоммунтранс» находится одна закрытая Игреньская свалка. Она эксплуатировалась 60 лет, а в 2007 году была закрыта. Общая площадь свалки 15 га, на 5 из них проведена полная рекультивация и свалка была закрыта метровым слоем грунта, там были высажены кустарники. Остальные 10 га в подвешенном состоянии. На свалке,- говорит Валерий Лубинский, - у нас есть производственный участок с техникой и охраной, и если на свалке происходят определенные процессы и время от времени происходит возгорание, с помощью техники мы вскрываем опасный участок, засыпаем грунтом, чтобы не разгоралось дальше». Толщина слоя отходов на свалке в некоторых местах достигает 25-30 метров На вопрос почему рекультивировали только 5 га из 15, Валерий Лубинский ответил, что город уже 10 лет не выделяет деньги на рекультивацию остальной территории свалки.
«Сейчас мусор туда никто не вывозит, потому что свалка охраняется. Могут подбросить жители из окрестных сел в отдаленные участки свалки, но это порядка 3-5 кубов в месяц, - утверждает Валерий Лубинский, - который мы собираем погрузчиком. Наши машины оборудованы навигаторами, они не могут сходить с маршрутов, а чужих не пускает охрана».
Руководитель ОО «Общественное взаимодействие» Татьяна Лампика недавно побывала на Игреньской свалке с активистами, которые в свое время помогли закрыть свалку. Она подтвердила, что экологическая ситуация там нормальная, однако поблизости образовался водоем, куда стекают воды со свалки. Эти воды отравлены и опасны для окружающей среды и людей. Татьяна ответила на вопрос, почему не выполнили дальнейшую рекультивацию. « В окрестностях свалки, откуда предполагалось брать грунт, обнаружили около 10 видов краснокнижных растений. Экологические активисты подали в суд и выиграли его. Есть другие методы рекультивации, без вреда окружающей территории, но денег на это в бюджете не нашлось».
Гораздо более тяжелая ситуация на полигоне «Экология - Украина», который расположен вдоль Харьковской трассы. «Там ужасная экологическая ситуация, - утверждает Татьяна.- Свалка начинает гореть с весны и горит до поздней осени. Вообще-то она работает незаконно, без документов и принимает отходы без разбора. Там обнаруживали и останки забитого скота, и другие опасные отходы. Проверки на свою территорию они не пускают под любыми предлогами. Больше всего возмущает, - говорит эколог, - что Подгородненский горсовет выделил им землю под вторую очередь. Но целевое назначение этой земли - строительство и обслуживание домов и культовых объектов». По словам Татьяны Лампики, первая очередь давно переполнена, мусор складируется с нарушением технологий, и поэтому на левобережье Днепра может повториться львовская трагедия. «Во Львове не балка, а гора - свалка, похожая на Львовскую. Отходы неоднородные, разного класса опасности, и они не пускают проверки. Проверить их не получилось», - говорит эколог.
«Всего на территории Днепропетровска около 80 нелегальных свалок, - утверждает Татьяна Лампика. - Руководителям районов выгодно не ликвидировать их кардинально, а время от времени убирать, потому что из городского бюджета в каждый районы выделяются от 700 тыс. до 1,5 млн грн. Нет последовательности и работы на результат. Люди сами организовываются и перекрывают дорогу нелегальным мусоровозам».
Ольга Забеба