В США обнаружен «ген неуклюжести» с фармакологическим потенциалом
В эксперименте ученые вывели линию мышей с нокаутированным геном CAPN1, в результате чего нарушилась функция протеиназы кальпаин-1 - фермента, участвующего в процессах обучения, памяти и формировании нейронных связей. Затем для проверки координации грызунов помещали на вращающийся стержень: у животных наблюдалась умеренная атаксия.
Кроме того, мутация CAPN1 приводила к более высокому уровню гибели клеток в мозжечке, препятствуя созреванию синапсов в течение первой недели после рождения.
«Кальпаин-1 защищает нейроны. Развивающийся мозг создает излишек нервных клеток, подлежащих утилизации, но кальпаин-1 не позволяет процессу выйти из-под контроля», - пояснил доктор Мишель Бодри.
На втором этапе исследования ученые блокировали у мышей с дефектным CAPN1 белок фосфатазы (PHLPP1), участвующий в апоптозе. Инъекция содинения с обратным эффектом стимулировала нормальное развитие особей.
В настоящее время команда работает над созданием ноотропа-ингибитора кальпаин-2 - протеиназы из семейства кальпаин-1, отрицательно влияющей на созревание мозга при мутациях CAPN1. Предполагается, что препарат позволит сгладить симптомы атаксии.
Атаксия - нервно-мышечное заболевание, которое характеризуется нарушением координации движений и, как правило, передается по наследству. Атаксия может не отражаться на силе конечностей, но делает моторику неточной, непоследовательной, в том числе в статичном положении. Помимо человека, недуг характерен для собак породы Парсон-рассел-терьер.