Расходы бюджета на субсидии уже в следующем году могут сравняться с расходами на армию
Расходы госбюджета на субсидии уже в следующем году вырастут практически вдвое и могут сравняться с расходами на армию. В Минфине признают риск зависимости населения и госбюджета от энергосубсидий, потому подумывают об ужесточении критериев для тех граждан, которые смогут получать "коммунальные льготы". К тому же, чем ближе отопительный сезон, тем больше растет риск увеличения неплатежей за коммунальные услуги со стороны украинцев, которым субсидии не положены. Манипуляции со статистикой позволяют пока скрывать реальную задолженность за "коммуналку".
За первые пять месяцев текущего года за субсидиями для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг обратилось более 2,7 млн домохозяйств. Это в два раза больше, чем за такой же период прошлого года, сообщила Государственная служба статистики во вторник, 21 июня.
При этом, по данным ведомства, с начала года было удовлетворено 83,3% заявок. Показательно, что более 1,1 млн заявок поступило в мае, сразу после того, как стало известно о повышении тарифов на газ. Причем только 588,2 тыс. заявок из этого объема было одобрено. Это может быть связано с длительностью процедуры начисления субсидий. С начала года количество назначенных субсидий выросло в три раза по сравнению с первыми пятью месяцами 2015 года - почти 2,3 млн.
В дальнейшем число заявок будет расти, что приведет к увеличению бюджетных расходов на выплату субсидий. Масштабы расходов на компенсацию тарифов, с которыми придется столкнуться правительству уже в следующем году, будут почти соизмеримы с расходами на оборону.
В начале июня министр финансов Александр Данилюк заявил, что объем средств, необходимый для выплаты жилищных субсидий в 2017 году, может достичь 3,8% ВВП, что составит почти 80 млрд грн. В текущем году власти планируют потратить почти в два раза меньше - около 42 млрд грн.
В январе-апреле из госбюджета на субсидии было выделено уже 17,6 млрд грн. К слову, в госбюджете на нынешний год на нужды Министерства обороны и Национальной гвардии в общей сложности заложено около 65 млрд грн.
Бедные, но расточительные
Тратить много на субсидии государство вынуждено по двум причинам: из-за неэффективного использования энергоресурсов и низких доходов населения. Существенно ни на одно, ни на другое власти повлиять не в состоянии, по крайней мере, в ближайшие несколько лет.
Еще в конце апреля, сообщив о повышении тарифов на газ и отмену социальной льготы на отопительный период, в правительстве предложили идею монетизации субсидий. Один из вариантов - чтобы граждане получали субсидии реальными деньгами на банковские счета и самостоятельно платили за услуги. При этом сэкономленные средства можно тратить только на меры по энергоэффективности. Как реализовать такой план, пока неясно.
На днях министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик предложил для начала провести в Калуше (Ивано-Франковская обл.) эксперимент по монетизации гражданам сэкономленных на энергетических субсидиях средств. "Человек получает субсидии на энергетическую карточку, и этой карточкой можно рассчитаться только за услуги по субсидиям; если человек экономит, то в конце ему эти средства выдаются наличными", - объяснил он. К слову, в свое время Насалик был мэром города Калуш.
В Министерстве финансов саму идею монетизации поддерживают. Причем, как ранее заявил замминистра финансов Роман Качур, сначала необходимо расширить критерии, которые учитываются при определении размера субсидии. В частности, по словам Качура, нужно отойти от практики расчетов, исходя лишь из доходов граждан, и начать оценивать их общее финансово-материальное положение: недвижимость, земельные участки, корпоративные права и банковские счета. Таким образом, в Минфине намерены исключить из списка получателей субсидий тех, кто, имея "теневые" доходы, все равно подается на получение субсидий и что самое главное - их получает.
Чтобы минимизировать злоупотребления при назначении льгот, глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев в свою очередь предложил сделать публичным перечень получателей энергетических субсидий. Другой вопрос, кто будет обслуживать такую абонентскую базу и как ее появление воспримут граждане.
Ловкие цифры
Несмотря на то, что власти обещают обеспечить льготами на ЖКХ-услуги всех малоимущих украинцев, есть риск увеличения неплатежей от тех граждан, которым субсидии не положены. По мнению заместителя министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Эдуарда Кругляка, со следующего отопительного сезона объемы расчетов населения за коммунальные услуги могут сократиться на 30%. Причина тому - регулярно растущие тарифы.
Исходя из официальной статистики, ситуация с долгами по ЖКХ-услугам выглядит некритичной. Последние данные Госстата на этот счет датированы концом апреля. Причем общая сумма долга в отчетности не указана.
Если смотреть с начала года, то за первые четыре месяца объем задолженности, например, за отопление и горячую воду сократился почти на 400 млн грн - с 6,7 млрд грн по состоянию на 1 января до 6,3 млрд грн к концу апреля. Но к этой сумме еще нужно добавить 2,8 млрд грн долга за электроэнергию, 2,3 млрд грн - за содержание домов и придомовых территорий, 1,6 млрд грн - за водоснабжение и водоотвод, а также 0,4 млрд грн составляет задолженность за вывоз бытовых отходов. Всего к началу мая украинцы должны были за коммунальные услуги и электричество почти 13,5 млрд грн.
За газ долгов нет - к началу мая сумма переплаченных услуг составила более 11 млрд грн. Однако это не заслуга украинцев, пожелавших оплатить услуги авансом. В Госстате уточнили, что отрицательный объем задолженности сформировался, в том числе, за счет перечисленных наперед из госбюджета субсидий. Другими словами, поставщики услуг получили деньги раньше, чем предоставили потребителям газ. Очевидно именно по этой причине Госстат не стал давать общую цифру долга населения за коммунальные услуги.
Если не брать во внимание электроэнергию, в связи с авансом выплаченными субсидиями задолженности не было бы вообще. Однако это явно искажает реальное положение вещей, учитывая, что суммы долгов по отдельным видам услуг продолжают накапливаться или в лучшем случае остаются прежними.