Дерзкий гамбит Путина в Сирии
Был ли это заговор с целью заставить США координировать свои действия, или попытка ослабить потенциально опасную повстанческую организацию, но Россия пошла на смелый шаг в Сирии несколько дней назад. Российский самолет нанес удары по поддерживаемой США «Новой сирийской армии» в районе Аль-Танфа, пограничного перехода на сирийско-иракской границе, в районе границы с Иорданией.
Россия отрицала, что бомбила в этом районе, несмотря на видеодоказательства разрушений и остатки российских кластерных бомб на месте. США описали, как подняли истребители, чтобы отогнать российские бомбардировщики Су-34, которые затем вернулись и возобновили бомбардировки, когда американские самолеты улетели заправляться. Как бы это не оценивать, но ход с российской стороны был дерзким.
Русские и союзные им правительственные войска Сирии постоянно бомбят повстанцев, поддерживаемых США. Но до инцидента в Аль-Танафе эти удары не были направлены против группировок, воюющих исключительно против террористов «Исламского государства», как «Новая сирийская армия». Относительно небольшая структура, подготовленная и вооруженная, в основном, США, Великобританией и Иорданией, «Новая сирийская армия» воюет в районе иорданской границы на юго-востоке Сирии в надежде занять больше территории в направлении Деир аз-Зора.
Коалиция часто поддерживает «Новую сирийскую армию» с воздуха, и британские и иорданские военные нередко оказывают им помощь в качестве советников, поэтому российские бомбардировки могли спровоцировать эскалацию напряженности. Но у России были весьма серьезные причины совершить эти удары, несмотря на опасность. Россия пытается заставить США сотрудничать со своими войсками с самого начала своей интервенции в сирийскую гражданскую войну. Она примкнула к переговорам по мирному урегулированию в Сирии в надежде начать процесс, способный привести к взаимопониманию с США по другим вопросам, в том числе, по санкциям и конфликту в Украине. И если Москва сможет добиться от США непосредственного сотрудничества со своими силами и правительственными войсками, то это будет означать, что Вашингтон признает правительство Башара Асада.
Но США категорически отказывались на нечто большее, чем меры по разрядке напряженности или расширения сирийских мирных переговоров. На данный момент Москва стремится к контакту с Вашингтоном всеми доступными способами. Россия с энтузиазмом поддержала наступление правительственных войск на Ракку, чтобы привлечь внимание США. Удары по позициям «Новой сирийской армии» стали еще одним средством, хотя и рискованным. И, возможно, они принесли желаемый результат: 19 июня Россия объявила о расширении координации с США в Сирии. Ранее США опровергали такие односторонние заявления, и сейчас они еще не подтвердили российское утверждение.
Существует еще один вероятный повод для этих бомбардировок. Несмотря на относительную малочисленность, «Новая сирийская армия» представляет собой потенциальную угрозу правительственным войскам на востоке Сирии, особенно в Деир аз-Зоре, откуда происходят многие бойцы этой группировки, и где у них сохранились связи. Атаки на «Новую сирийскую армию» вряд ли причинили серьезный ущерб. Наоборот, после удара она добилась нового успеха, захватив Аз-Зубейду на иракской границе 20 июня. Но российские бомбардировки в состоянии подорвать боевой дух группировки и отрицательно повлиять на возможности мобилизации новых бойцов, поставив под сомнение способности США и их коалиции защитить группировку.
Какой бы ни была истинная причина недавних рискованных действий России в Сирии, потенциальная стоимость таких шагов только возрастет. В отличие от ситуации в западной части Сирии, где продолжаются бои между повстанцами и правительственными войсками, на востоке захваченные ИГИЛ территории представляют собой буфер между поддерживаемыми Россией и поддерживаемыми США силами. Это позволило США и их союзникам объединить усилия с «Сирийскими демократическими силами» и «Новой сирийской армией», практически не опасаясь российских союзников. Но поддерживаемые США силы идут навстречу поддерживаемым Россией отрядам, используя слабость ИГИЛ, и они рискуют вступить в прямой контакт друг с другом. Так как по разным сторонам находятся фракции, давно враждующие друг с другом, то предотвращение эскалации будет даже в лучших обстоятельствах очень трудной задачей. Российские бомбардировки позиций «Новой сирийской армии» показали, насколько тяжелой она может быть.