Новости и события » Общество » ФРС не повысит ставку в 2016 году. Что делать НБУ, и какие проблемы придется решать бизнесу?

ФРС не повысит ставку в 2016 году. Что делать НБУ, и какие проблемы придется решать бизнесу?

Великобритания проголосовала за выход из состава ЕС - это факт. «Черный Лебедь» прилетел неожиданно, а наблюдаемое на финансовых рынках затишье обманчиво. По сути, основная реакция инвесторов - это Risk Off. Реакция же мировых финансовых регуляторов будет куда интереснее. Процесс Brexit создает огромный риск для всей мировой экономики. Обострился вопрос, что делать дальше? ФРС, как основной банковский регулятор мира, должен принять важное решение: продолжить ужесточение денежно-кредитной политики или нет? Судя по всему, вероятность следующего повышения процентной ставки в текущем году - крайне низка.

За последние шесть месяцев ФРС часто акцентировала внимание на внешних рисках и негативных фундаментальных факторах, в том числе и Brexit. Опасения оказались оправданы. Джанет Йеллен (ныне глава Федеральной резервной системы США - Ред.) получила серьезный сигнал «СТОП». Но теперь ФРС в оправдание этой своей политики не придется выдумывать истории об отсутствии роста инфляции, найма рабочей силы и замедлении экономики Китая. У США есть заметная проблема - это их чрезмерная реакция на внешние факторы. Выход британцев из ЕС приведет, скорее всего, к сложно обратимой дезинтеграции европейской политики. Сила Евросоюза, ощутимая ранее, теперь выглядит воспоминанием из прошлого.

Американская экономика чувствительна к финансовым рискам. Скорее всего, Risk Off увеличит волатильность биржевого индекса S&P 500. Это вызовет рост индекса страха (VIX) и снизит спрос на рискованные активы.

Выход из этого - руководители ФРС будут вынуждены вести себя как «голуби». Они, вероятно, не перестанут говорить о повышении процентной ставки в этом году. Однако его не будет. Йеллен понимает, что одно ее неправильное решение по денежно-кредитной политике способно привести к полнейшему коллапсу на мировых финансовых площадках. Вероятность повышения процентной ставки в феврале 2017 г. расценивается примерно в 17%. А по результатам же состоявшегося июньского заседания ФРС, рынок оценивает вероятность уже снижения процентной ставки в 5%.

Интересно, а куда снижать ее дальше? Сейчас ее диапазон составляет 0,25-0,5%. То есть, 0,25% - это крайний уровень, за которым есть только нулевая ставка и отрицательные значения, что по опыту Банка Японии и ЕЦБ, к добру не приводит. Исходя из этого, ФРС оказалась в сложном положении. Йеллен вряд ли будет сильно огорчена тем, что в этом году повышения ставки не будет. Ей будет проще обосновать свои новые «голубиные» комментарии не просто словами о возможных рисках, а сослаться напрямую на Brexit.

Эта позиция Федерального Резерва вполне понятна и логична. Так поступят не только они, но и другие банковские регуляторы, включая ЕЦБ, Банк Японии, КНБ и Банк Англии.

Фактически, мы получаем новый виток роста дешевых кредитов во всем мире, который наблюдался после экономического кризиса 2008 года. Низкая процентная ставка ФРС спровоцирует наплыв новой ликвидности на международные рынки. Но основная проблема - это их конечная остановка. Ею, в основном, является не реальная экономика, а сектор фиктивного капитала (фондовые инструменты, облигации, опционы и свопы).

Многие финансовые инструменты могут укрепиться, а курс американского доллара может снизиться. При этом необходимо учитывать, что общемировое ослабление американской валюты практически не влияет на ее внутренний курс по отношению к украинской гривне.

Тем не менее, любое снижение процентной ставки в США может вынудить НБУ пойти на аналогичное решение. В этом случае следует брать пример с банковских регуляторов Китая, Индии и России. Эти страны являются нашими конкурентами на международном рынке товаров. Мягкая позиция ФРС может спровоцировать аналогичную политику центральных банков этих стран.

Данная тема актуальная в связи с валютными войнами. Украинские металлурги и аграрии могут потерять внешнего потребителя, который отдаст предпочтение нашим восточным конкурентам с удешевленными валютами. Возникает вопрос: пойдет ли на это глава НБУ? В ее компетенции преимущественно внутренние проблемы, внешние являются второстепенными. Ее позиция - это стабильный курс гривны за счет высокой ставки рефинансирования. Из-за этого крайне высока стоимость кредитования на внутреннем рынке. В результате, малый и средний бизнес будет пребывать в стагнации из-за отсутствия выгодного финансирования. Крупные же компании наоборот, смогут получить выгоду.

Их финансовые показатели и обороты позволяют выйти на международные финансовые рынки. Американские, европейские и британские банки будут способны давать этим компаниям кредиты с процентом ниже уровня рентабельности их бизнеса.

Резонный вопрос: как украинские компании смогут платить по кредитам, если внешние потребители будут потеряны из-за валютных войн? Решение этой проблемы - снижение ставки со стороны НБУ. Как следствие появляется другая проблема - нестабильный курс гривны, который может снизиться из-за смягчения монетарной политики украинского регулятора. Главе Нацбанка будет проще, если ФРС продолжит повышать свои процентные ставки, но если это и произойдет, то тренд не будет длительным. В США же позиция Йеллен по денежно-кредитной политике способна облегчить решение внутренних проблем и проблем важнейших торговых партнеров (ЕС, Великобритания, Япония и Китай). Проблемы Украины их не волнуют, а страдать из-за Brexit будут все, включая и США, и нас.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх