Дешевый, экономный и очень шустрый. Репортаж Onliner.by с борта гирокоптера
В понимании непосвященного компактные гирокоптеры, которые представляют собой некий прототип настоящего вертолета, кажутся чем-то из разряда поделок «Кулибиных». Сотрудники Центра специальной подготовки пригласили журналистов Onliner.by прокатиться на автожирах на скорости под 150 км/ч и высоте 2-3 метра над землей. Они рассказали о преимуществах этой техники, ее дешевизне, маневренности, а также практичности применения в охране государственной границы.
«Страшно только первые два года», - говорит наш инструктор, запирая прозрачную дверь кабины автожира. Он налетал на этих аппаратах уже более 6000 часов, испытывал многие «самоделки» и принимал участие в сборке серийных моделей немецких автожиров. Сегодня Григорий Агабабов работает в Центре специальной подготовки старшим пилотом-инструктором, обкатывает новые модели гирокоптеров и учит молодых пилотов, которые потом будут служить на пограничных заставах и мониторить вверенную им территорию с воздуха.
На аэродроме нас ждали два «заряженных» гирокоптера. Оба они рассчитаны только на двух человек. В одной модели пассажир сидит рядом с пилотом, в другой они размещаются друг за другом. Вторая капсула напоминает скорее кабину гоночного болида. Из нее наиболее удобно вести съемку и наблюдение за местностью.
Гирокоптеры, в отличие от вертолетов, не взлетают вертикально. Однако к взлетной площадке, инфраструктуре они непритязательны: могут стартовать и с проселочной дороги. Несущий винт за счет авторотации раскручивается набегающим потоком воздуха: автожир берет небольшой разбег и после кратковременной тряски в метре над землей уверенно поднимается выше. Взлет - это действительно самое страшное, что может испугать при первом полете на гирокоптере. В дальнейшем он уверенно держится в воздухе и демонстрирует удивительную маневренность. Неподготовленному желудку такие финты в небе могут дорогого стоить после посадки. Дозаправка и проверка топлива
По словам полковника и начальника Центра специальной подготовки Андрея Красовского, который управляет нашим автожиром, этот аппарат способен демонстрировать широчайший диапазон скоростей - от 30 до 160 км/ч. Практический потолок высоты - 4 км. Но более важно то, что автожир юркий и маневренный, он обладает хорошей устойчивостью и управляемостью на предельно малых высотах, способен разворачиваться практически на месте и позволяет заглянуть буквально под каждый куст. Неудивительно, что такими аппаратами заинтересовались белорусские пограничники.
- В прошлом году было очень много скептиков относительно нашей затеи. Особенно из большой авиации: «Какая-то игрушка. Что она может?» Но с точки зрения использования в сложных метеоусловиях автожир ни в чем не уступает вертолетам. Обслуживание намного проще. Что касается обучения всего летного и технического персонала, то для вертолета специалиста учат 5 лет. Для автожира со всеми часами налета пяти месяцев хватит с запасом. Причем это может быть обучение с нуля: 120 часов теоретического курса, еще 36 на тренажерах и 40 в небе.
Программа подготовки пилотов утверждена Департаментом по авиации, а курсанты по итогу обучения получают свидетельство государственного образца.
- В нашем Центре есть инструкторский состав с огромным количеством часов налета. Один специалист пришел из самолетной авиации, был летчиком-испытателем, управлял истребителем и учил летать на самолетах. Наш старший пилот-инструктор налетал более 6000 часов на автожирах. Летал на 50 различных моделях гирокоптеров, испытывал самодельные аппараты.
О легкой авиации на границе полковник Андрей Красовский задумывался еще десять лет назад. Тогда за его плечами уже был опыт пограничной службы.
- Много прошел пешком. Особенно в 90-е годы, когда не то что техники - бензина банально не хватало. На границу я пришел из другого спецподразделения, где так или иначе пользовались легкомоторной авиацией.
Уже тогда нынешний начальник ЦСП подмечал, что автожиры крайне экономны в эксплуатации. По его словам, один час полета на вертолете МИ-8 обходится в полторы тысячи долларов, тогда как час в воздухе на автожире стоит всего $50. Именно в таких аппаратах Госпогранкомитет увидел потенциал для усиления пограничного щита, начал прорабатывать варианты, а Центр специальной подготовки смог помочь с научными изысканиями и практической реализацией проекта.
- Мы на автожире тратим 15-19 литров 95-го бензина. Получается так, что в любом случае даже самый дешевый вертолет намного дороже в эксплуатации. Что уж говорить об обслуживании, регламентных работах, замене узлов. Это все стоит в десятки раз больше. Многие предлагают присмотреться к вертолетам Robinson, но та модель, которую можно использовать, стоит в районе $400 000. Тогда как наш автожир - $100 000. Да и летает Robinson на авиационном топливе 100LL, которое стоит порядка $3 за литр.
Андрей Красовский сравнивает выбранную ими модель автожиров с автоматом Калашникова: качество, авиационный подход, надежность и простота. Он не блещет излишним комфортом, который свойственен потребительским моделям, ориентированным на богатых частных покупателей. Тех, кому не жалко отдать $100 000 за дополнительные кожаные сиденья и комфорт. В автожирах Центра специальной подготовки есть только самое необходимое для полета и эффективного выполнения задач мониторинга границы. Однако нельзя сказать, что в кабине ощущаешь себя стесненным в движениях: простая рабочая обстановка, которая не дает забыть, зачем ты поднялся в небо.
- В рамках научно-исследовательской работы мы побывали у всех европейских производителей автожиров. Остановились на итальянской модели. Мы ее дорабатываем для условий ночного полета, устанавливаем гиростабилизируемую платформу для съемки в видимом и инфракрасном диапазонах. В прошлом году у нас отучилось четыре летчика, было поставлено два автожира для государственных структур. В этом году поставим еще два автожира и обучим семь летчиков. Принято стратегическое решение о том, чтобы в каждый погранотряд поставить по два таких аппарата.
Андрей Красовский уверен, что автожиры можно собирать и в Беларуси, тем самым снизив их стоимость. Прелесть этих аппаратов в том, что это несложно.
- Какие-то авиационно-сертифицированные узлы можно закупать. Самое главное - производить автожиры на предприятиях, у которых есть соответствующий допуск. Например, на нашем Оршанском вертолетном заводе. Его мощности и персонал можно арендовать для сборки собственных летательных аппаратов. У нас есть наработки, понимание того, что нужно изменить и улучшить. Наш инструктор участвовал в сборке различных автожиров в Москве, собирал немецкую линейку гирокоптеров, работал с «самоделкиными» и может похвастаться академическим авиационным образованием.
Охрана государственной границы - не единственная область, в которой можно найти применение этим экономным летательным аппаратам. В первую очередь они пригодятся в Министерстве по чрезвычайным ситуациям: для лесоохраны, мониторинга пожарной обстановки, контроля паводкового состояния на реках, поиска потерявшихся людей.
Автожиры быстро набирают скорость и высоту, так же шустро разворачиваются и снижаются. Могут нестись в нескольких метрах над землей на высокой скорости. В Центре заверяют, что отработали различные варианты установки дополнительной целевой нагрузки, которая позволяет расширить перечень выполняемых задач: от гиростабилизированных оптико-электронных систем и ретрансляторов связи до подавляющих работу беспилотников «глушилок» и легкого стрелкового оружия.
Легкость, с которой наш пилот управляет автожиром, подкупает. Он говорит, что полеты на этом аппарате - одни из самых безопасных. Отказ двигателя не приведет к катастрофе, и автожир можно посадить в режиме авторотации, за счет раскручиваемого потоком воздуха винта, даже на неподготовленную площадку.
Намотав несколько кругов над аэродромом, пока автожир позировал для фотокамеры, из кабины выбираешься с трудом. Головокружительный полет заставил кровь отхлынуть от рук. На автожир смотришь уже немного иначе, чем когда только пытался забраться в кабину: игрушечная версия вертолета оказалась неприхотливой рабочей лошадкой, позволяющей экономно, а главное - эффективно кружить по окрестностям.