Скончался титулованный иранский режиссер Аббас Киаростами
Ушел из жизни выдающийся кинематографист Аббас Киаростами, один из лидеров иранской новой волны, обладатель престижных наград и почетных премий, в частности каннской "Золотой пальмовой ветви", пишет The Guardian. Несколько месяцев назад у постановщика был диагностирован рак желудочно-кишечного тракта. В июне Киаростами успел отметить свой 76-й день рождения.
Аббас Киаростами учился в Тегеранском университете на кафедре изящных искусств. Некоторое время работал дизайнером, затем возглавил кинематографическую секцию в Центре интеллектуального развития детей и молодежи. В 30 лет начал снимать короткометражки. В 34 года дебютировал в полном метре драмой "Путешественник".
Известность к режиссеру пришла лишь в конце 80-х с выходом семейной драмы "Где дом друга?", не получившей никаких весомых наград, но удостоившейся высоких оценок критиков. В 1991 году на экраны вышел "Крупный план" о мошеннике, выдавшем себя за известного режиссера. Картина также не отметилась на фестивалях, но позже была признана едва ли не лучшей работой в творчестве Киаростами.
В 1994-м постановщик впервые попал в Канны с фильмом "Сквозь оливы". А уже в 1997-м получил заветную "Золотую пальмовую ветвь" за философскую притчу "Вкус вишни", повествующую о господине, твердо решившем умереть.
В 1999 году режиссера ждал успех в Венеции, где картина "Нас унесет ветер" удостоилась сразу трех наград, включая премию кинокритиков ФИПРЕССИ и особый приз жюри.
Позже Аббас Киаростами еще трижды боролся за главную награду Каннского фестиваля ("Десять", "Копия верна" с Жюльет Бинош и "Как влюбленный"), но триумфаторами смотра становились другие, несмотря на положительные и даже восторженные рецензии прессы.
Всего Киаростами снял около тридцати фильмов. К его идеям и творческому подходу в своих работах часто обращался иранский режиссер-диссидент Джафар Панахи.
Видеоэссе о режиссерской манере Аббаса Киаростами: