Россия пытается шантажировать Беларусь, стремящуюся наладить отношения с Западом
После аннексии Крыма Россией в 2014 году президент Белоруссии Александр Лукашенко стал опасаться, что его небольшая страна, бывшая республика Советского Союза, может стать следующей целью, и, смело повернувшись спиной к Кремлю, взял курс на нормализацию отношений с Западом.
И вот теперь Москва, вероятно, посылает Лукашенко сигнал, что белорусской экономике, которая держится на плаву за счет субсидий в форме поставок дешевых энергоносителей из РФ, придется несладко, если Минск забудет старых друзей.
С начала июля 2016 года поставки российской нефти на переработку в Белоруссию снизились на 40 процентов по сравнению со вторым кварталом, что было воспринято многими как инструмент политического и финансового давления Москвы.
Белоруссия зависит от поставок на свои НПЗ сырья из РФ: производимые из российской нефти нефтепродукты отправляются за рубеж, составляя пятую часть экспорта, свидетельствуют официальные данные.
Россия поставляет нефть в Белоруссию без экспортной пошлины, и с 2015 года оставляет в белорусском бюджете экспортные пошлины на нефтепродукты, которые ранее возвращались в российскую казну. Белоруссия ежегодно перерабатывает свыше 20 миллионов тонн российской нефти.
Столкнувшись со снижением поставок, Минск предпринимает попытки заменить российское сырье альтернативными сортами нефти, однако такой шаг значительно ухудшит экономику нефтепереработки, поскольку Россия продает нефть Белоруссии со значительной скидкой к мировым ценам.
Российские официальные лица, ответственные за ТЭК, утверждают, что сокращение поставок нефти в Белоруссию произошло из-за коммерческих разногласий, тогда как многие рассматривают его как меры Москвы в ответ на сближение Лукашенко со странами Запада.
"Это такой способ показать белорусскому руководству, что ему нужно вести себя скромнее в отношениях с Западом", - сказал Рейтер Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS).
Высокопоставленный российский источник Рейтер сообщил на условиях анонимности, что в нефтяной отрасли ситуацию расценивают как наказание Лукашенко за его разворот в сторону Запада и критические замечания в адрес России.
В среду Лукашенко встречался с временным поверенным в делах США в Белоруссии и заявил, что стремится к нормализации отношений с Соединенными Штатами.
Он отметил, что у Белоруссии нет никаких обязательств перед другими государствами, которые противоречили бы сотрудничеству с США, очевидно имея в виду Россию.
Лукашенко, который руководит Белоруссией с 1994 года, никогда не был простым партнером для Кремля. Он регулярно пытался столкнуть лбами Россию и Запад, усиливая свои переговорные позиции и добиваясь для Минска дополнительных экономических преференций.
При этом Россия всегда рассматривала Белоруссию, как своего самого близкого союзника.
Отношение Лукашенко к России изменилось после присоединения Крыма и начала конфликта на востоке Украины.
Так же, как в Крыму и на Украине, в Белоруссии проживает большое количество этнических русских, которые чувствуют свою близость с Россией.
"Белорусский истеблишмент и Лукашенко лично были напуганы ситуацией на Украине", - сказал политолог Андрей Егоров, директор базирующегося в Минске Центра европейской трансформации.
Лукашенко отказался признать Крым частью России и приостановил обсуждение проекта размещения российской авиабазы на белорусской территории.
"... Поведение сегодня нашего восточного родного брата не может не настораживать", - сказал Лукашенко во время заседания совета безопасности Белоруссии декабре 2014 года.
"Мы не гигантское государство, не обладаем мощью ядерного оружия, но наша армия достаточно боеспособна, чтобы ответить на любую угрозу... Поэтому мы будем беречь свой кусок земли, свою государственность и свою независимость", - сказал президент.
Одновременно Белоруссия стала активно восстанавливать отношения с Евросоюзом и США, которые обвиняли Минск в фальсификации выборов и преследовании политических оппонентов.
Дипломатические усилия принесли успех в феврале текущего года, когда Евросоюз отменил санкции в отношении Белоруссии, действовавшие в течение пяти лет. Теперь Минск обсуждает с МВФ заем на $3 миллиарда.
Несмотря на изменение вектора внешней политики, Минск не спешит отказываться и от российской экономической помощи, выторговав у Москвы значительные скидки на энергоресурсы.
Снижение цен на нефть, девальвация российского рубля и падение спроса на российском рынке привели к падению ВВП Белоруссии в январе-апреле на 3,0 процента, и страна остро нуждается в дотациях из Москвы.
Согласно подсчетам Рейтер, российские субсидии Белоруссии в форме заниженных цен на нефть и газ составляют около $3 миллиарда в год - около трети от всего республиканского бюджета.
На фоне падения цен на нефть с конца 2015 года Белоруссия заявляла, что рассчитывает на существенное снижение цен на российский газ в 2016 году.
При этом цена на российский газ для Белоруссии и так была ощутимо ниже, чем для других инопокупателей: в конце года республика получала топливо по $142 за 1.000 кубометров против $194,2 за 1.000 кубометров в среднем для стран бывшего СССР, показывают данные Газпрома.
Цена для потребителей в РФ составила в среднем $59,4 за 1000 кубометров, говорится на сайте монополии.
По мнению Минска, цена на российский газ для Белоруссии в 2016 году должна быть снижена до $73 за 1.000 кубометров.
Белоруссия в 2015 году получила от Газпрома 21 миллион кубометров газа; годовой транзит российского газа через территорию Белоруссии составляет около 45 миллиардов кубометров.
В мае российская сторона сообщила, что долг Минска перед Газпромом за поставки газа в 2016 году превысил $125 миллионов, тогда как Минск отрицал наличие долга, ссылаясь на разную трактовку ценового соглашения.
Переговоры по газу пока не принесли результата, а в июле последовало сокращение поставок нефти.
Западные потребители опасаются, что обострение конфликта может привести к остановке транзита нефти и газа в Евросоюз, хотя и расценивают такой сценарий как маловероятный.
Транзит российской нефти в Европу по территории Белоруссии превышает 50 миллионов тонн - около четверти от российского экспорта - и эти ресурсы уже не раз становились разменной монетой при выяснении отношений между соседями.
Так, в 2007 году Минск приостанавливал прокачку нефти на фоне разногласий с Москвой по поводу цен на сырье для своих НПЗ.
В декабре 2015 года разногласия между белорусскими импортерами нефти и российскими продавцами о ценах на поставки в 2016 году чуть не привели к приостановке поставок сырья в Белоруссию.
Весной 2015 года Москва обвиняла Белоруссию в падении объемов встречных поставок автомобильного бензина с НПЗ республики в РФ, которые были обещаны Минском, и поднимала вопрос о сокращении поставок нефти.
В обмен на дополнительные поставки российской нефти Минск обещал направить в РФ в 2016 году 1,8 миллиона тонн моторного топлива, однако с января по май на российский рынок было поставлено всего 80.842 тонны автобензина и 54.311 тонн дизтоплива.
Регулярный импорт автобензинов производства Мозырского и Новополоцкого НПЗ в Россию начался в конце 2012 года: чтобы застраховаться от возможного дефицита, РФ обещала в 2013 году увеличить поставки нефти в Белоруссию в обмен на гарантии встречных поставок 2-2,5 миллиона тонн бензина в год.
Однако в последние два года, с вводом в эксплуатацию на многих крупных российских НПЗ новых или модернизированных установок российский рынок перестал испытывать острый сезонный дефицит автобензина, и стоимость продукта на внутреннем рынке стала намного реже превышать уровень экспортной альтернативы.
На этом фоне цены на бензин и другие виды топлива производства белорусских НПЗ, предлагаемые как на российских биржевых торгах, так и по прямым контрактам, зачастую оказывались существенно выше российских, и не находили спроса, что привело к резкому сокращению продаж.
Так, объем поставок автобензинов из Белоруссии в РФ в 2014 году составил 1,657 миллиона тонн, а в 2015 году - 0,794 миллиона тонн.
Трейдеры пока не видят угрозы для российского рынка в резком сокращении производства нефтепродуктов в Белоруссии, а напротив, оценивают его как преимущество в такой ситуации.
"Сокращению поставок нефтепродуктов из Белоруссии пока только рады - спрос в Европе низкий, особенно на бензин. Слишком много за зиму накопили запасов", - сказал один трейдер.
Конфликт между Москвой и Минском оказался на руку российским нефтяникам, которые пытаются добиться от Белоруссии улучшения условий переработки сырья на ее НПЗ.
Источники Рейтер утверждают, что российские нефтяники грозят дополнительно сократить поставки сырья в Белоруссию в июле-сентябре, если Минск не пойдет на снижение стоимости процессинга.
"В данном конфликте есть и государственные и частные интересы. А итог один - сокращение поставок", - говорит источник в отрасли.
В 2012 году Россия и Белоруссия договорились о новой формуле цены на российскую нефть при поставке на белорусские НПЗ и вместе с тем зафиксировали в соглашении возможность переработки по давальческой схеме до половины поставляемых объемов.
В 2012-2014 годах объем поставок сырья по схеме процессинга был очень выгоден для российских компаний, которые помимо увеличения объема договорились с белорусскими коллегами о снижении стоимости процессинга с $41-42 до $39 за тонну.
Тем не менее с 2014 года налоговый маневр, падение цен на нефть и ослабление курса рубля сделали давальческую переработку по прежнему тарифу не слишком выгодной даже относительно переработки на собственных заводах компаний в России.
По данным Белнефтехима, в первом квартале давальческая переработка российских компаний сократилась до 3 процентов от общего объема поставок при квоте в 50 процентов. В 2012-2014 годах поставки для процессинга регулярно составляли 50 процентов.
"Давальческая переработка снижалась весь прошлый год и снижается в этом году, и это - чисто экономические вопросы. Это связано с последствиями налогового маневра, падением цен на нефть", - сказал источник на рынке.