Против коррупции и без Саакашвили: Какую партию строят Лещенко и Найем
Зимой Михаил Саакашвили активно проводил так называемые антикоррупционные форумы. Их посещали многие молодые политики, чиновники новой волны, предприниматели и общественные деятели. Эксперты заговорили о восхождении политической звезды Саакашвили в Украине. Был создано движение "За очищення", которое в потенциале могло стать политической партией. Социологи бросились измерять электоральную поддержку нового образования. Сообщалось о 10-15% голосов избирателей, готовых поддержать его в случае выборов. Все было красиво, пафосно и громко. Но затем в стране сменилось правительство, Саакашвили нашел общий язык с Владимиром Гройсманом, а о несостоявшейся партии ее творцы забыли. В июне стало известно, что часть уже бывших сподвижников одесского губернатора во главе с нардепами Сергеем Лещенко и Мустафой Найемом создает собственную политическую силу.
Сегодня, 9 июля, в Киеве пройдет съезд партии "ДемАльянс". У нее пока нет нового имени, но есть новые "лица", нет нового руководства, но есть новая идеология. Тогда почему же столько внимания партии, которой еще даже нет? В Украине создаются и ликвидируются по несколько партий ежегодно. Но об этой будут говорить. И вот почему.
Антикоррупционное гнездо
Когда в сеть попали фото встречи Саакашвили с "новыми политиками" в одном из ресторанов Киева, никто не удивился, что Саакашвили для своего политического проекта решил привлечь "молодых" и либеральных. Появление новой партии было выгодно и депутатам вроде Лещенко и Найема, ставших изгоями в парламенте, или Добродомова и Чумака, не нашедших себе места в партии президента. Дальше дело завертелось со скоростью света. Вскоре Саакашвили провел серию антикоррупционных форумов, которые проходили с такой помпезностью, как будто это партийные конвенции в США, а не сбор членов общественного движения "За очищення". Однако однообразие быстро приедается, что произошло и с движением одесского губернатора. В условиях, когда выборов на горизонте нет, такой тип общения с социумом плох в долгосрочной перспективе. Форумы, что называется, "залипли", их резонанс сошел на нет, померкла харизма самого Саакашвили.
Уже в феврале 2016 года запланированные ранее антикоррупционные форумы были неожиданно свернуты. Сразу в нескольких городах их отменили, а сам председатель Одесской области в марте вообще выпал из информационного пространства, что ему несвойственно. Вскоре после этого близкий соратник Саакашвили Давид Сакварелидзе объяснил это тем, что движение свое дело сделало. "Поменяли премьер-министра, меняется генпрокурор. То есть движение свое дело уже завершило", - сказал он.
Можно оставить за скобками влияние форумов Саакашвили на отставку Яценюка (с этим вообще можно спорить), но важно другое. Партии "Наш край", "Народный контроль" и ряд других, как говорят многие источники среди депутатов, создавались Администрацией президента специально под выборы в качестве своего рода сливных бачков. Так удобно собрать недовольный властью электорат без ущерба для самой власти. Неужели движение Саакашвили создавалось также под конкретную задачу - смещения с должности Яценюка? Тогда это был бы самый помпезный фейк украинской политики - столько известных личностей серьезного масштаба были привлечены. Однако есть и другое, более приземленное, объяснение провала этого образования - серьезные разногласия в команде, приведшие к расколу.
Партнеры или конкуренты?
Из движения Саакашвили отделились две группы, которые заявили, что создают свои партии. Поближе к одесскому губернатору остались народный депутат Виктор Чумак и экс-заместители генерального прокурора Давид Сакварелидзе и Виталий Касько. В инициативной группу помимо них вошли бывший главный редактор украинского Forbes Владимир Федорин, экс-глава Нацагентства по вопросам госслужбы Денис Бродский и другие. Ожидается, что их политсила будет представлена осенью. "Михаил Саакашвили будет с нами, конечно. И он будет одним из идеологов и драйверов этой новой партии", - заявлял Сакварелидзе.
Вторая группа - это народные депутаты-еврооптимисты Сергей Лещенко и Мустафа Найем, Светлана Залищук и Виктория Пташник, заместитель министра экономики Максим Нефедов, заместитель министра экологии Светлана Коломиец, экс-заместитель министра образования Олег Деревянко, участники гражданской платформы "Новая страна" Валерий Пекарь, Андрей Длигач и Тарас Козак, демальянсовцы Василий Гацько, Максим Черкасенко и другие.
В обеих группах называют одну и ту же причину раскола - принцип построения партии и вопрос лидерства.
"Мы много общались, как не допустить, чтобы партия дала крен на один борт (в сторону Саакашвили, - ред.). Говорили о коллегиальном принятии решений, например, выдвижении по три члена президиума от каждой группы, принимавшей участие в создании партии. Однако наши партнеры настаивали на лидерском типе партии, на том, чтобы Саакашвили стал почетным председателем партии. Такие подходы нас не устраивали", - сказал Лещенко изданию "Страна".
"Идеологически мы очень близки, но существуют определенные расхождения относительно процесса создания партии, ее управления и финансирования. Вместе с тем, мы понимаем, что две колонны - это не правильно. Поэтому мы готовы садиться за стол переговоров, дебатировать и объединять команды", - говорил Мустафа Найем.
Владимир Федорин подтверждал, что вопрос лидерства действительно разделил команду с общими политическими взглядами и ценностями. "Мне кажется, есть некоторая проблема инерции (у группы Лещенко и Найема, - ред.). Лидер несет огромную ответственность за свои решения", - сказал он.
"Наша группа придерживается более правоцентристских взглядов и создает партию с нуля. Либеральный блок - это наши партнеры, с которыми мы работаем над согласованием позиций и объединением", - отметил в комментарии "Обозревателю" Виталий Касько.
Однако, помимо вопроса лидерства в партии, камнем преткновения является и финансирование партии. Якобы Лещенко и Найему не нравились источники финансирования антикоррупционных форумов.
"Демальянс" на фундаменте
А пока группы Лещенко-Найема и Касько-Сакварелидзе ищут пути объединения, первая команда 29 июня провела в Киеве закрытую встречу "костяка" будущей партии. Пригласили более 100 человек. Соучредитель Гражданской платформы "Новая страна" и общественный деятель Валерий Пекарь отмечал, что в состав новой политсилы после определения идеологии может войти до трех десятков нардепов.
Партия создается на базе уже существующей партии "Демократический альянс". Она была создана в 2010 году, декларирует приверженность принципам христианской демократии. Самый больший ее успех - выборы 25 мая 2014 года в Киевсовет, на которых "Демальянс" преодолел 3-процентный барьер и получил 2 депутатских мандата. Уже в сентябре того же года "Демальянс" решил выйти на парламентский уровень, объединив усилия с партией Анатолия Гриценко "Гражданская позиция". Однако это была неудачная попытка.
Руководит "Демальянсом" правление партии во главе с Василием Гацько. К верхушке партии причисляют его заместителей Андрея Сидоренко, Игоря Андрийченко, Зою Буйницкую, Наталью Соколенко, Викторию Черевко, Максима Черкасенко, Олега Яськива. В СМИ периодически проскакивали "сенсационные" материалы о якобы финансировании партии Сергеем Левочкиным. Впрочем, сама партия уверяет, что источники ее финансирования - это пожертвования членов и выигранные западные гранты. Ради справедливости, следует заметить, что ни на одних выборах "Демальянс" не был замечен в каких-либо серьезных тратах.
Безусловный плюс "Демальянса" как стартовой платформы - это разветвленная структура партии. Ячейки у нее есть у всех регионах. По словам Найема, на съезде 9 июля уставные документы "Демальянса" будет обновлены и утверждены, кроме того, будет "обновлен весь кадровый, управленческий и руководящий состав". Однако, есть предположения, что нынешние руководители "Демальянса" попытаются сохранить свое влияние на принятие решений.
"Предполагается, что одной из главных движущих сил будут Сергей Лещенко, Мустафа Найем и Светлана Залищук. Но, мне кажется, будет разделение ролей. С одной стороны, организационные функции на себя возьмет Василий Гацько: думаю, что он попытается сохранить контроль над организационной структурой, и для него выгодно, что партия будет создаваться на базе "Демальянса". Поэтому я бы не говорил об этой партии как о партии Лещенко и Найема, это принципиальная ошибка. Может быть, они думают, что это будет их партия. Я думаю, что ситуация будет по-другому развиваться и Василий Гацько постарается быть, как минимум, одним из реальных лидеров этой партии", - считает председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Финансы и идеология
Найем и Лещенко утверждают, что финансирование партии будет происходить прозрачно, а за основу будут взяты принципы, прописанные в принятом ВР осенью 2015 г. законе "О финансировании политических партий." "Этот закон начинает работать со следующего года и вступает в силу только после проведения следующих выборов, когда каждая партия получит определенную сумму из бюджета, согласно полученным процентам голосов избирателей. К тому времени, мы берем для себя за основу модель финансирования, которая наработана в этом законе - прозрачность взносов, отчетность и тому подобное. Все средства на партийный счет будут заходить открыто и официально", - заверил Найем.
"Все доноры будут озвучены на сайте онлайн - именно так, как сейчас делает "Демальянс". Размер взносов не будет превышать установленные лимиты", - написал Лещенко на своей странице в "Фейсбуке".
Однако Владимир Фесенко сомневается в эффективности такого подхода. "У Мустафы и Сергея нет опыта партийного, организационно-политического. Они талантливые журналисты, они проявили себя как общественные активисты, но создание партии - это достаточно серьезный организационный акт. Это надо уметь делать, в особенности создавать партию нового типа. Сразу же вопрос, кто будет заниматься кампанией по сбору средств в новую партию? Скромно предполагаю, что, скорее всего, Василий Гацько. Ни Мустафа, ни Сергей не хотят этим заниматься. А раз они не будут заниматься сбором средств, тем более, не будут контролировать финансовую сторону, - боюсь, что, рано или поздно, они окажутся, может быть, и фронтменами, но на втором плане", - говорит политолог. А в Раде уже начали циркулировать слухи, что в новую партию вложился Константин Григоришин.
По мнению Светланы Залищук, новая партия должна опираться на либеральную идеологию, бизнес и прогрессивную молодежь. "Наша идеология - это ценности и требования Майдана, которую мы переделали в программу действий", - вторит ей Валерий Пекарь. "Наша партия, которая декларирует антикоррупционные ценности как самое главное, имеет поддержку в обществе", - утверждает Лещенко.
Однако, на удивление, все опрошенные нами эксперты скептически оценивают потенциал партии с подобной идеологией. И на это есть ряд причин.
"Называя себя праволиберальной силой, они хотят занять нишу центристских умеренных социал-демократов, которые хотят все контролировать и, безусловно, честной, справедливой, но железной рукой навести порядок в стране. Реально эта партия, которая могла бы получить максимальную поддержку бизнеса, малого и среднего предпринимательства, вряд ли ее получит, потому что они другим путем пошли. Например, бизнес ожидает все-таки экономических предложений, а их нет. Классика либерализма - свободный рынок земли, но они не отваживаются озвучивать такие доктрины. Поэтому, мне кажется, отсутствие реальной идеологии на фоне лишь заявлений о либерализме не вызовет особого доверия. Тем более, когда в стране война и несколько иные темы имеют значение, говорить о либерализме сложно", - считает политический эксперт, народный депутат Верховной Рады IV созыва Тарас Чорновил.
Директор "Украинского института анализа и менеджмента политики" Руслан Бортник сравнивает новую партию с уже существующими. "Мне кажется, эта партия будет напоминать нам раннюю "Самопомич", но с более резкой политической риторикой. Я не думаю, что эта партия будет иметь перспективы в плане сформировать политическую силу, которая сможет доминировать в политическом поле, то есть, повторить судьбу БПП и "Народного фронта". В лучшем случае, эта партия сможет преодолеть парламентский барьер и создать фракцию в Верховной Раде, играть ту роль, которую сейчас там играют "Батькивщина", "Самопомич" и РПЛ.
Есть серьезный вопрос и о свободном электоральном поле для новых партий. "На электоральную нишу среднего класса (а это не более 10% граждан), в которой они намерены работать, претендуют и уже действуют и "Самопомич", и Саакашвили, и "Сила людей", плюс партия Лещенко-Найема-Гацько. Это свидетельствует, что они все будут бороться за одних и тех же избирателей и, в итоге, будут уменьшать шансы друг друга", - указывает Фесенко.
Более того, средний класс обычно в Украине игнорирует выборы. А результат деятельности любой партии - это ее результат на выборах. Пока нет никаких социсследований, чтобы определить потенциальный рейтинг партии, но, очевидно, сейчас он будет значительно ниже рейтинга движения Саакашвили. "Потенциально такая партия может набрать 3-4%, но это очень рассеянный электорат. Поэтому, в силу этого, а также того, что они будут много критиковать и мало либеральных ценностей проповедовать, думаю, они должны бы войти в ту часть оппозиционных сил, которая называет себя демократической оппозицией, и потихоньку "выдергивать" симпатии людей, которые на сегодня готовы поддерживать Юлию Тимошенко и "Самопомич". Но основное их направление - это электорат Садового", - считает Чорновил.
Эксперты отмечают высокий риск того, что все эти партии просто сегментируют своего избирателя, разделив его на доли, и никому не хватит этой доли, чтобы стать серьезной парламентской силой.
* * *
Для чего в Украине создается еще одна партия? Это кажется логичным вопросом, если посмотреть на статистику Минюста о количестве партий в Украине. С одной стороны, у Лещенко и Найема нет будущего в БПП, да и в других партиях тоже, ведь Лещенко перессорился со всеми видными политиками. "У меня впечатление, что это попытка самореализации: есть люди, достаточно активные, пассионарные, хотят что-то делать, но у них все время возникает внутренняя конфликтность, они неуживчивые и очень часто максималисты. Я сам это переживал, поэтому очень хорошо понимаю психологический момент: мы же лучше, мы можем что-то делать, а сидят какие-то "старперы" и что-то делают, а чего-то и не делают, и есть желание противостоять этому. Желание, которое иногда преодолевает здравый смысл", - говорит Тарас Чорновил.
С другой стороны, еврооптимисты своей шумной деятельностью наработали себе некий рейтинг, который логично было бы трансформировать в нечто осязаемое. "Они пытаются в какой-то мере формализовать, монетизировать тот рейтинг информационный, политический, который у них есть... Кроме того, были большие информационные потуги, затрачено много времени и усилий в собственную раскрутку, в том числе, возможно, инвестирование средств финансовых групп в эту группу депутатов, - и сегодня надо готовиться к следующему политическому циклу. На фоне падения рейтингов президента находиться в том же БПП в какой-то мере, наверное, бесперспективно", - считает Руслан Бортник.
Очевидно, что партия Лещенко и Найема не повторит путь БПП и "Народного фронта", которые буквально за считанные месяцы существования стали ведущими политсилами страны. Более того, новой партии придется пройти период трудностей роста. "Первая проблема, которую им потребуется решить, - это показать, что это не модернизированный "Демальянс", а новая партия. Как они ее будут решать, это вопрос политического пиара, информационной политики. Посмотрим, удастся ли это сделать. Вторая важнейшая проблема - деньги. Кто будет заниматься привлечением средств, насколько удачно? На этом уже "обламывалось" несколько политических сил. И третье направление - это создание эффективных региональных организаций. Это должна быть не только партия киевлян, но и партия, которая будет иметь достаточно активных влиятельных сторонников во всех ключевых регионах страны", - говорит Владимир Фесенко.
А еще новой партии необходимо выработать механизм, при котором личностные конфликты и амбиции не станут причиной гибели проекта. "Это политики, которые играют сами по себе, по своим собственным правилам. Зная всех их, могу сказать, что все они склонны играть как игроки-одиночки. Если им что-то не нравится, они уходят. Сейчас они принимают участие в этом коллективном проекте, являются одной из главных движущих сил. А вот останутся ли они в нем дальше, смогут ли проявить себя именно как групповые командные игроки, вопрос открытый. Я думаю, что для них это будет непростым испытанием. Если не удастся, боюсь, тогда они отойдут и будут, может, какой-то другой проект развивать", - закончил наш разговор Фесенко.
Сергей Звиглянич Лилия Брудницкая