Министерство финансов и ФНС разрабатывают систему контроля над крупными расходами россиян
Министерство финансов и Федеральная налоговая служба (ФНС) обсуждают введение контроля за крупными расходами населения, рассказали «Ведомостям» шесть федеральных чиновников.
На такой шаг Минфин и ФНС пошли из необходимости бороться с «серыми зарплатами», однако, по словам собеседников издания, «идея еще очень сырая», никакого проработанного механизма нет.
Обсуждение идеи контроля за расходами уже выдвигалась ранее в связи с необходимостью пополнять бюджет, напомнили источники «Ведомостей». Они отметили, что логика у идеи есть, но пока неясно, как наладить контроль за расходами.
Данных у ФНС для такого контроля достаточно, считают чиновники. Например, данные о покупке недвижимости налоговики могут узнать из Росреестра, а ГИБДД при постановке автомобиля на учет передает данные в налоговую для начисления транспортного налога.
Но сейчас использовать эти данные для доначисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) нельзя, отметил один из собеседников издания. Для этого необходимо обнаружить доходы, с которых не был уплачен налог, пояснил партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может повлечь за собой рост споров с налоговиками, предупреждает Трунин.
Один из чиновников финансово-экономического блока в разговоре с «Ведомостями» признал, что после выявления незадекларированных доходов ФНС не только доначислит налог, но и должна будет передать информацию в правоохранительные органы, а те - выяснить, легально ли получены эти доходы.
«Это будет, по сути, уже террор всей страны - все будут бояться, что их расходы разойдутся с доходами и их будут таскать на допросы», - резюмировал собеседник издания.
До 2003 года в Налоговом кодексе были статьи, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц, напомнил бывший заместитель министра по налогам и сборам Дмитрий Черник. А в 1990-е годы существовала специальная декларация о расходах, при этом «было совершенно не ясно, как определить, откуда у человека доход», рассказал он.