Госдеп США не поддерживает «пророссийские» заявления Джона Керри
Госдеп США пытается отыграть назад комментарии Джона Керри о ситуации в Сирии, сделанные им в июне в Аспене (штат Колорадо).
В ответ на вопрос о контртеррористической стратегии США в Сирии Керри заявил, что «самое важное, честно говоря, понять, сможем ли мы достичь взаимопонимания с Россией о том, как справиться, прежде всего, с ИГ и "Фронтом ан-Нусра"». Кроме того, Керри назвал еще две группы сирийских повстанцев - «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» - подразделениями ИГ и «Фронта ан-Нусра», сражающимися против режима Башара Асада.
Повстанческие группы в Сирии сражаются против сил Башара Асада и порой координируют свои совместные усилия или объединяются в альянсы. Однако ООН не считает террористическими группами ни «Джейш аль-Ислам», ни «Ахрар аш-Шам»; ни одна из них не находится под подчинением «Фронта ан-Нусра», и они обе заявляли, что сражаются с ИГ.
Первым на эти слова Керри обратил внимание корреспондент Washington Post Джош Рогин. Сотрудники Госдепа заявили, что пытались убедить Россию и сирийский режим не приравнивать эти группы к террористам, но слова Керри говорят об уступке по этому вопросу. «Я озадачен», - признался один из чиновников Госдепа в письме журналисту Washington Post. В свою очередь, официальный представитель Госдепа Джон Кирби, заявил, что политика администрации по отношению к группам «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» не поменялась.
Все же, по мнению эксперта по Ближнему Востоку и научного сотрудника Фонда защиты демократии Тони Бэдрена, эта оплошность о многом говорит. В частности, она раскрывает, какого рода переговоры США ведут с Россией, куда ведут эти переговоры. С сентября прошлого года Москва настаивала, чтобы ООН внесла группы «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» в список террористических организаций.
До сегодняшнего момента для Вашингтона было полезно в политическом плане воздерживаться от именования этих групп террористами, в противном случае это подорвало бы мирные переговоры и выставило бы Вашингтон сочувствующим российским бомбежкам в Сирии. «Россия считает всех революционеров и повстанцев членами ИГ или "Фронта ан-Нусра", чтобы оправдать неизбирательные бомбежки мирных жителей и умеренной оппозиции», - говорит Муаз Мустафа, исполнительного директора организации Syrian Emergency Task Force. Однако политические расчеты администрации, возможно, поменялись в свете недавнего предложения Барака Обамы о более тесном сотрудничестве с Россией в Сирии.
То, что высокопоставленный американский дипломат соглашается с российской характеристикой групп «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам», посылает сирийским повстанцам и политическим союзникам США противоречивые знаки относительно обязательства Вашингтона поддерживать сирийскую оппозицию. Многие европейские дипломаты обескуражены переговорами Вашингтона и Москвы, которые велись без их участия. В свою очередь, сирийские повстанцы опасаются победы режима Башара Асада.
В любом случае эксперты соглашаются с тем, что в своих комментариях Керри неточно объединил несколько различных групп сирийских повстанцев. «Верно, что сложно отличить одну группу, сражающуюся против Асада, от другой, к тому же, они часто перемешиваются. Однако политика США основана на том, что мы знаем, кто есть кто. Керри мутит воду, обычно же этим занимается Москва», - утверждает Джош Рогин.