Виновные за уничтожение обороноспособности Украины могут избежать наказания - Матиос
Довести до суда дело, возбужденное по факту разворовывания армии и снижения обороноспособности Украины, можно будет лишь в том случае, если не будет ликвидирована военная прокуратура. А ее ликвидация произойдет сразу же после основания Госбюро расследований.
Об этом заявил главный военный прокурор Анатолий Матиос в интервью "Lb.ua".
Вместе с тем, работа в данном направлении продолжается. Так, Матиос недавно принял участие в заседании оборонного комитета, где прозвучал итог работы парламентской комиссии. В частности, членами ВСК установлено, что каждый из предыдущих министров причастен к продаже военного имущества.
- Мы исследуем период деятельности всех министров обороны. Украинские реалии свидетельствуют: в то время когда армию будто отвечали министры, разные лоббистские группы проводили на нормативном уровне решения с тем, чтобы Кабмин переводил технику в категорию избыточной. Все это делалось с очень большой выгодой: внутренняя компания получала за бесценок годный, толковый, современный вид вооружения и перепродавала его за бешеные деньги - через посредничество агентских соглашений - в разные страны третьего и второго мира, - рассказал Матиос.
При том, что с 2010 года этот процесс происходил при непосредственном влиянии России, по его словам.
В частности, на комитет прозвучали следующие цифры: Ехануров, к примеру, реализовал военного имущества на 504 миллиона гривен, Гриценко - на 1,316 млрд, и. о. министра Иващенко - на 254 млн. Вместе с тем, военный прокурор считает данные субъективным мнением членом парламентской комиссии, и они не являются доказательством. Как и информация о незаконном якобы расформировании военных частей.
- Эти документы уголовного производства свидетельствуют о том, кто принимал эти решения. А чтобы оценить их/законность, нужно провести экспертизу, потому что я не являюсь специалистом. Необходима ревизия ГФС (госфининспекции - ред.) всех имеющихся документов, поскольку имущества уже нет, оно продано. Но и ревизию мы сделать не можем, поскольку из-за нововведения бывшего правительства Государственная финансовая инспекция ликвидирована. И теперь делается только аудит - ревизию сделать никому. А она нужна по закону, чтобы провести судебную экспертизу, - рассказал Матиос.
По его словам, за принятие решение отвечает не только министр.
- Процедура принятия управленческих, государственных и министерских решений. Есть отделы, департаменты и ответственные лица, что их решение - ред.) готовят. Это не может быть один человек! Министр в большинстве случаев просто подписывает документ. Если он не совсем компетентен, то соглашается на устный доклад, поскольку не имеет времени изучать талмуды бумаг", - отметил прокурор.
При этом он добавил, что привлечение виновных лиц к ответственности может не произойти из-за ликвидации военной прокуратуры и появления вместо нее Госбюро расследований (именно поэтому, по словам Матиоса, он и подал документы на главу ГБР - не хочет работать в структуре, которой не будет).
В данной связи главному военному прокуроры не понятны обвинения Анатолия Гриценко в политических преследованиях (из-за показаний, данных против Петра Порошенко и других первых лиц), и вызов на дуэль, которые прозвучали в одном из его интервью
- Гриценко инициативно явился в военную прокуратуру и в рамках уголовного производства управления войны (расследует все, что касается военной агрессии и гибридной войны России против нас) дал показания, начиная с событий в Крыму. Предоставил свое личное видение тех или иных процессов", - рассказал Матиос, заверив, что к уголовному производству по уничтожению обороноспособности Украины это никакого отношения не имеет.
- Я ему (Гриценко - ред. ) ответил, что не нужно делать замахи на вымахи, сидя в студии, где меня нет. Я глаза в глаза готов ответить: никакой подлости Гриценко не делал. Никаких обвинений лично ему не предъявлял. Но если основания для привлечения к ответственности будут, рука у меня не дрогнет, - резюмировал Матиос.
При этом он не считает, что появление фамилии Гриценко среди тех, кого считают виновным в снижении обороноспособности страны, негативно скажется на его политической деятельности, потому что его политический вес на сегодня - "первый непроходной".