Украину обвиняют в нарушении Киотского протокола
Украина может потерять деньги, которые получает в рамках Киотского протокола. Все из-за халатности чиновников.
Как пишет Лига. Бизнес, Украина с августа 2015 года не ведет реестр выбросов парниковых газов. Поскольку реестр не работает, Украину можно обвинить в нарушении условий Киотского протокола.
Такое мнение подтвердил и министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак. По его словам 21 июня эксперты ООН рекомендовали не засчитать Украине отчеты о выполнении Киотского протокола.
Украина продает квоты на выбросы углекислого газа другим странам, если сама их не использует. Условия регулируются Конвенцией ООН об изменении климата (Киотский протокол). Украина ведет учет выбросов в специальном реестре и отчитывается на встречах в комитете ООН. Эта информация используется для расчета квот. Крупнейшей для Украины является сделка по продаже квот с Японией на $ 800 млн. В рамках договоренностей Япония, в частности, поставляет автомобили Toyota Prius, используемые Национальной полицией.
Техническим администратором реестра выбросов парниковых газов с 2007 года в Украине была компания "Софтлайн". Именно она 8 августа 2015 года отключила реестр. Свою позицию в компании объяснили тем, что с начала прошлого года и до отключения реестра в Минэкологии не платили за техническое обслуживание реестра. Также министерство не подписало соглашение на 2015 год. В "Софтлайн" также сообщили, что последний договор на обслуживание реестра был подписан с Госэкоинвестагентством. Эта структура до 2015 года отвечала за реестр. А после ее ликвидации правопреемником функций стало Минэкологии.
Следует отметить, что компания за свои услуги получала 120 тысяч гривен в месяц (по состоянию на 2014 год).
Остап Семерак заявил, что он обратился в правоохранительные органы с заявлением о возможности коррупции при администрировании реестра. Правоохранители ему понадобились, чтобы проверить расценки и условия, на которых чиновники старой власти закупали услуги у "Софтлайн".
Почему же Минэкологии и природы в течение года так и не смогли решить технический вопрос, кто будет вести реестр? С 2014 года команды управленцев в министерстве менялись несколько раз. И Остап Семерак получил в наследство неконтролируемую "киотскую катастрофу" для Украины. Директор департамента по вопросам изменения климата и сохранения озонового слоя Светлана Гринчук рассказала, что приступила к выполнению своих обязанностей только в конце апреля этого года, когда все сроки международных отчетов по Киото давно прошли. Она признает, что образовалась проблема и указывает на предшественников, которые допустили отключение реестра.
"Софтлайн" намерена перезапустить реестр "на волонтерских началах" и ждать подписания договора и оплаты, рассказывают в компании.
"Если тендера через Prozorro не будет, будем требовать, чтобы министерство перенесло реестр на другую хостинг-площадку. Передача будет полностью бесплатной", - уверяют в компании.
Светлана Гринчук говорит, что "Софтлайн" должна поддержать государство и включить реестр для отчета по Киото.
"А потом мы будем создавать новый реестр или усовершенствовать существующий", - надеется она.
В "Софтлайн" подтверждают: сразу же после заявления Семерака о коррупции на счет компании от министерства поступил аванс 50 тысяч гривен за включение реестра. Правоохранительные органы к ним не приходили, отмечают в компании.
Алексей Хабатюк, председатель наблюдательного совета Фонда целевых экологических инвестиций, предупреждает: помимо имиджевых потерь, нарушение Украиной условий Киотского протокола могут привести к пересмотру уже заключенных коммерческих договоров, скажем, с Японией о покупке квот на выбросы углекислого газа. Речь идет, например, о поставках Японией гибридных патрульных автомобилей Toyota Prius. Хотя Светлана Гринчук утверждает, что договоры прошлых лет никто не имеет права пересматривать.
"У нас есть шансы показать дееспособный реестр, чтобы Украину в сентябре не признали несоответствующей соглашениям", - подчеркивает она.
По словам Гринчука, возможно, комитет при ООН даст Украине время и перенесет срок принятия финального решения. С представителями ООН по этому вопросу сейчас ведутся постоянные переговоры.