«Работай с умом, а не с усердием»: Как мошенник заставил поверить партнеров в поддельные контракты с Coca-Cola, McDonald's и Jack Daniel's
Издание Adweek опубликовало расследование обмана нескольких крупных рекламных агентств США. Мошенник Билл Гризак несколько лет использовал поддельные контракты с крупными компаниями, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и, в конечном итоге, стать партнером рекламного агентства.
Редакция узнала у управляющих российскими агентствами, как обман такого масштаба мог оставаться нераскрытым в течение нескольких лет. Они также объяснили, как следует относиться к соискателям с неправдивым резюме.
В 2010 году Гризак начал работать с рекламным агентством Pave Advertising (сейчас The Variable) в качестве фрилансера. Как пишет Adweek, у него были высокие амбиции и он хотел стать не просто работником с высокой зарплатой, а партнером компании. Условия получения партнерства были такими: Гризак должен был заключить контракты для Pave на общую сумму $ 500 тысяч.
Гризак действительно предоставил контракты с заказами на полмиллиона, но часть из них были поддельными. Два самых крупных - соглашение с Coca-Cola на $ 200 тысяч и с Brown-Forman (производитель виски Jack Daniel's) на $ 500 тысяч - Билл Гризак предоставил агентству в 2012 году. Чтобы соглашения казались правдоподобными, мошенник подделывал счета, документы контрактов, переписку с сотрудниками мнимых клиентов и даже телефонные разговоры с управляющими компаний.
В 2014 году Гризак заявил партнерам, что заключил сделку с Coca-Cola на сопровождения спонсорства чемпионата мира по футболу. Этот проект был более крупным, чем выдуманные ранее Гризаком. Обман вскрылся только когда в The Variable поняли, что в агентство не поступают деньги по контрактам. Агентство уволило Гризака, а также несколько десятков сотрудников, которые работали над несуществующими проектами.
После этого Билл Гризак поработал еще в двух компаниях, консалтинговой компании Egg Strategy и агентстве Dailey Advertising. Там он действовал по схожей схеме: предоставлял фальшивые контракты, а взамен получал бонусы. Одним из ненастоящих клиентов, над которыми работал Гризак от имени Egg Strategy был McDonald's. С контрактом на $ 14 миллионов он получил должность исполнительного директора консалтинговой компании.
Один из коллег, который работал с Гризаком над несуществующим контрактом с McDonald's сказал, что кредо работы мошенника было: «Работай с умом, а не с усердием». Как рассказал Adweek один из его бывших коллег, Гризак был приветливым и поддерживал разговоры о семьях своих сотрудников.
Все это время Билл Гризак обновлял информацию своего профиля в LinkedIn, Facebook, Twitter и Youtube. В рабочем профайле все еще можно найти информацию о сотрудничестве Гризака с McDonald's, Coca-Cola и Jack Daniel's.
Гризак получил обвинение в мошенничестве только в октябре 2015 года. Несмотря на это, он смог получить должность в агентстве Interbrand и одновременно стать фрилансером еще в двух фирмах. По информации Adweek, Гризак использовал махинации с больничными листами, чтобы никто не знал, что он получает зарплату сразу в трех компаниях.
Редакция узнала у управляющих российских рекламных агентств, почему история Билла Гризака стала возможной и как они относятся к фальсификации данных о предыдущем месте работы. Виталий Быков генеральный директор Red Keds
Я не знаю точно, как Гризак смог подделать контракты. Предполагаю, что услуга, которую предлагало агентство, автоматизированная, поэтому проверить подлинность контрактов было сложно: встречи с клиентами минимальные, иногда достаточно просто показать переписки по e-mail.
К нам очень редко приходят лживые резюме, я даже таких случаев не помню. Узнать, врет ли человек, не просто. Можно позвонить в прошлые места работы кандидата и выяснить мнение о знакомых о нем. Но следует учитывать, что в случае с креативными сотрудниками не все так однозначно: возможно, в одном агентстве он не прижился, а в другом ему будет комфортно.
Существуют разные виды обмана на работе. К примеру, есть люди, которые хотят открыть свой бизнес на рынке рекламы. И они просто устраиваются в рекламное агентство, чтобы понять изнутри, как этот бизнес работает, а через полгода уходят. Такие сотрудники ничего полезного не приносят компании, их нужно избегать.
Сотрудники, которые занимаются фрилансом, имея постоянное место работы, - тоже обманщики, на мой взгляд. Если у специалиста есть фриланс в компании со свободной атмосферой, он либо занимается проектами на аутсорсе в рабочее время, так как за ним никто не следит, либо он не отдыхает и не в состоянии работать качественно. Юрий Федин управляющий директор IWill
История, конечно, фантастическая. Лично мне сложно представить, чтобы наша компания попала в такую ситуацию.
Основная ошибка - скорее не в факте перепроверки информации, а в неправильном выстраивании взаимоотношений между агентством и клиентом. В данном случае, очевидно, все общение замыкалось на менеджере проекта. В России, кстати, такой формат весьма популярен. Наше агентство отказалось от него еще пару лет назад: во-первых, когда вы соединяете финансистов и юристов напрямую, скорость и качество согласования материалов вырастает в несколько раз (как и заинтересованность в документообороте), во-вторых, повышается степень контроля процесса финансистами и юристами. У нас есть отдельный департамент, есть въедливый финансовый директор, который отвечает за такие вещи, есть даже внутренние процедуры проверки подрядчика и клиента на добросовестность.
Вторая ошибка - в том, что топ-менеджеры компании не ездили на ключевые встречи с клиентами. Конечно, представители руководства должны присутствовать на брифинге в рамках питча и по, меньшей мере, на первой встрече, посвященной старту предстоящего проекта - чтобы, как минимум, познакомиться с клиентом и иметь хотя бы общее представление о проекте.
Третья ошибка - это неправильная работа HR-менеджера. Отсутствие проверки информации о кандидате на предыдущих местах работы. Мы для этого обзваниваем предыдущих работодателей, а иногда и клиентов с просьбой дать фидбэк по работе сотрудника.
С враньем на интервью и в резюме сталкиваться приходится ежедневно - в основном это, мягко говоря, некорректная интерпретация должностных обязанностей. Сотрудник приходит и рассказывает о том, сколько всего он сделал на предыдущем месте работы, сколько всего от него зависело, как много компания выиграла от его деятельности, а при звонке работодателю выясняется, что тот даже и не помнит, как этого сотрудника звали, и отработал он у него, оказывается, не 6, а 3 месяца.
Пару раз сталкивались с ворованным портфолио - такие вещи фильтровать сложнее, надо связываться с заказчиками работ и общаться с ними, или по меньшей мере показывать своим коллегам с вопросом, не видели ли они это где-то еще.
Управленцы - отдельная сложная категория для поиска, здесь люди зачастую интерпретируют информацию в резюме неосознанно, из-за низких управленческих компетенций, хотя большинство считают их высокими. 80% пишут в резюме про «создание отдела с нуля» и «систематизацию и структурирование бизнес-процессов». Буквально пары вопросов хватает, чтобы выяснить, что «с нуля» - это значит, что до него в отделе был один человек, а с его приходом стало два, а «систематизация и структурирование» - это просто «отдавал распоряжения и контролировал их выполнение».
В целом я бы рекомендовал коллегам не экономить на инвестициях в HR - у нас при штате в 80 человек в отделе HR работает 2 сотрудника, и мошеннические схемы при отправке резюме или на собеседовании практически исключены. Игорь Пискунов генеральный директор Mosaic
Я сам за то, чтобы творчески подходить ко всему: и к работе и к резюме. Если это не нарушает закон, контракты, не вводит в заблуждение ваших клиентов, то почему нет. Мы свой бизнес начали в 2009 году с фейковой новости. Артемий Лебедев, насколько я слышал (не знаю, правда или нет), тоже начинал делать студию с портфолио из крутых несуществующих сайтов для крутых клиентов.
Правда в этом мире никому не нужна, по-видимому. Всех интересует только трендовая, понятная среднему мозгу ахинея. Так как люди в большинстве своем даже в бизнесе и корпорациях не творцы, а потребители. Им нужен человек как готовый, понятный бренд и продукт, а не его интеллект и гипотезы о будущей пользе. Когда ты бедный и безработный даже самые умные и прозорливые слова, таланты и суперуспешные кейсы твои никому не нужны.
Я в 2009 году был без работы и без денег. За плечами у меня было 12 лет безупречной работы, принесшей миллионы долларов владельцам компании, с десяток прибыльных проектов и ни одного неприбыльного. Это все никому не было интересно. Я был просто в шоке, что меня не носят на руках, а вежливо говорят: «Спасибо, но вы какой-то не такой».
В 2009 году, задумывая Mosaic, мы заявили совершенную белиберду о партнерстве с американской компанией WildFire (это был абсолютный пузырь и дурацкий проект, который потом зачем-то купила Google). Об этом написал десяток СМИ и все эксперты рекламного и digital-рынка дали восторженные отзывы о нас, как о перспективной компании будущего. Это помогло нам выйти на рынок, не имея ничего, кроме мозгов.
Сейчас у меня есть успешное предприятие, какие-то деньги. Я могу позволить писать себе все, что угодно в Facebook, потому что люди уважают успех. И теперь я слышу: «Да, Пискунов, конечно, мракобес и странный, но что-то в этом есть... Он определенно не глупый человек... Все-таки, несмотря на его посты, он крут».
А я такой же как и в 2008 году, может даже и подотстал по знаниям от себя - того, безработного. Павел Гительман директор perfomance-агентства RTA
Приходилось ли сталкиваться с враньем в резюме и на собеседованиях? Конечно. Людям свойственно преувеличивать заслуги. Люди преувеличивают из-за двух причин: либо это попытка скрыть неуверенность и низкая самооценка, либо попытка «визуализировать» будущие достижения.
Но это нормально. Перестаньте оценивать людей и вешать на них ярлыки. «Все врут», «Меня хотят обмануть». Примите людей такими какие они родились. У каждого человека внутри скрыт таланты. Задача работодателя создать среду для развития этого зерна. Если кандидат «врунишка», значит он талантливый писатель сказок. Если вам не нужен писатель сказок, вы не берете его на работу.
Учитесь находить применения природным способностям человека. В этом плане меня вдохновляет проект Hackerone. Площадка, где хакерам платят деньги за то, что они взламывают ваш сервис. Это гениально. Остается вопрос в том, насколько вы умеете помогать окружающим людям приносить пользу бизнесу.