Крым перестает быть недоРоссией
Включение Крыма в Южный федеральный округ многие комментаторы воспринимают чуть ли как не досрочную сдачу Керченского моста. Полуостров лишается своего особого статуса с особыми механизмами действия общероссийских законов. Крым перестает быть недоРоссией, превращается в такой же регион, как Ростовская область или Адыгея, с которыми ему теперь придется жить в одном федеральном округе.
Эта реорганизация, безусловно, имеет определенный международный смысл. Оспорить статус Крыма как обычного региона страны, части большого федерального округа будет сложнее. Впрочем, Кремль и раньше в вопросах новых территорий слабости не демонстрировал, так что, возможно, внешнеполитический контекст здесь и ни при чем.
Уместно рассмотреть и вероятные внутриполитические причины перестройки. Масштабная реорганизация округов, как ни странно, могла быть призвана решить проблему красивого ухода одного-единственного человека - Олега Белавенцева.
Полпред в Крымском федеральном округе помимо того, что в прошлом дипломат и адмирал, еще и Герой России. Это звание ему было присвоено секретным указом весной 2014 года Сами Знаете За Что. В отличие от большинства российских полпредов он имел сильное влияние на губернатора Севастополя Сергея Меняйло и относительное влияние на главу Республики Крым Сергея Аксенова. Авторитет полпреда на полуострове было принято объяснять его близостью к министру обороны Сергею Шойгу.
Понятно, что такого человека просто так «отставить» было трудно. Слияние округов дает Белавенцеву возможность уйти красиво. Он уже дал соответствующий комментарий. «Прекрасно! Задачи, поставленные президентом, выполнены. Теперь передо мной поставлены новые задачи. Это говорит о высоком доверии со стороны президента», - сказал Белавенцев, комментируя свой перевод на Кавказ.
В последние два год в Крыму ходили разговоры о том, что полуостров неформально отдан министерству обороны в качестве трофея блестящей операции спасения марта 2014 года. Проводником воли военного ведомства выступал Белавенцев.
Если это и так, то можно констатировать, что с поставленной задачей военные не справились. Несмотря на активную помощь федерального центра, Крым не стал, как планировалось, «витриной России». Граждане регулярно высказывали недовольство плохими дорогами и работой ЖКХ. Правительство РФ - неосвоением бюджетных средств и отставанием от графика исполнения федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя. Плюс периодические коррупционные скандалы с возбуждением уголовных дел.
В любом другом российском регионе отставки последовали бы гораздо быстрее. Но в Крыму руководитель - герой Русской весны, а в Севастополе у руководителя - конфликт с героем Русской весны. Поэтому Кремль не делал резких движений, а искал красивого выхода из ситуации. Возможно, сегодня нам его продемонстрировали.
Главным носителем недовольства крымской бесхозяйственность в Москве, как полагают, выступал вице-премьер Дмитрий Козак. Именно его креатурой считают исполняющего обязанности губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Помимо государственной службы его карьера была связана с работой на системообразующих промышленных предприятиях.
Симферопольский тележурналист НТВ Олег Крючков, чьи прогнозы обычно сбываются, предрекает большую чиновничью чистку на полуострове в августе. А в сентябре возможность красиво уйти появится и Сергея Аксенова, ведь он возглавляет региональный список «Единой России».
Таким образом, осенью руководить Крымом и Севастополем уже будут люди, никак не связанные с романтической легендой Русской весны, а, значит, более управляемые и дисциплинированные У Москвы появится надежда, что деньги из федерального бюджета, которых Крым получает больше, чем другие субъекты, будут расходоваться вовремя, рачительно, целенаправленно и без коррупционных скандалов.
Есть одно но. Поговаривают, что ликвидация КФО повлечет за собой серьезное секвестирование очень многих расходов на системы госуправления, а также мероприятий федеральной целевой программы. Таким образом, Крым на самом деле станет полноценным регионом России и затянет пояс, как и все остальные.