Новости и события » Общество » Ильченко: Все допросы начинались с вопроса о российском паспорте

Ильченко: Все допросы начинались с вопроса о российском паспорте

Ильченко: Все допросы начинались с вопроса о российском паспорте

Юрий Ильченко, который 11 месяцев провел в симферопольском СИЗО, рассказал о своем бегстве из оккупированного полуострова.

Об этом бывший политзаключенный поведал на пресс-конференции в Укринформе.

"Я для современной России враг народа в третьем поколении. Дедушка был расстрелян советской властью еще до рождения моей мамы. Наша семья стала первой, которая отказалась от того, чтобы признать себя гражданами страны-оккупанта. Я для себя принял это решение сразу. Когда пришел к родителям и сказал: вы можете потерять пенсию, квартиру, мой бизнес - учебный центр, но я отказываюсь. Родители сказали: "Мы лучше умрем, чем примем этот паспорт". И никогда мы не жалели об этом решении. Даже когда я был в тюрьме", - подчеркнул Ильченко.

По его словам, "никого не убивал, ничего не взрывал, но для России уже являюсь террористом".

Ильченко рассказал, как его задержали впервые. Тогда, 24 августа 2014 года, телеканал БТБ делал серию репортажей о том, как празднуют День Независимости в разных городах Украины. Поскольку патриоты в Севастополе не могли собраться на главной площади, было решено проводить это празднество в его офисе. Был прямой эфир через скайп.

"На следующий день после празднования ко мне пришли сотрудники ФСБ и ЦПЭ (Центра противодействия экстремизму)... Все допросы как 25 августа 2014 года, так и затем начинались с вопроса: почему вы не взяли российский паспорт? Была информация, что российские власти заводили дело на каждого человека, который не приняла такой паспорт, а уже потом искали повод, за что его можно арестовать", - рассказал бывший политзаключенный.

Но и после этого визита он продолжал выступать. А через год, 2 июля 2015 года, проснулся от стука в дверь.

"В квартиру ворвались около десяти человек. Среди них - женщина, которая все это снимала на видео. Эта женщина пыталась меня спровоцировать за 10 дней до ареста - под видом участницы "Правого сектора" пришла ко мне и сказала, что мне нужно разбрасывать листовки на центральной площади Севастополя в 11 часов дня, предложила расклеить их в определенных местах и в определенное время. Мне показалось, что это провокация. Это и подтвердилось - что она агент ФСБ", - констатировал Ильченко.

Тогда его задержали на двое суток, а на следующий день арестовали на два месяца. Сначала причиной ареста стал один из постов, размещенных в интернете, который призывал к полной блокаде Крыма. Второе обвинение, когда провел месяц за решеткой, - за перепост статьи со страницы Яроша, в которой предлагалось перекрыть две ветки газопровода в Ростовской области.

"Когда попал в тюрьму, на меня оказывался большой прессинг, старались не давать общаться с другими политзаключенными, посадили с людьми из криминального мира, один из которых проговорился, что им пообещали более короткие сроки, даже условно-досрочное освобождение, если они заставят меня принять российское гражданство и подписать все, что хотели российские власти. А хотели, чтобы я подписал бумажки, что я координатор "Правого сектора" в Севастополе, а еще лучше - по всему Крыму, также что хотел взорвать памятник Ленину. Я отказался это делать. Мне обещали сделать из моей жизни ад, отправить в Магадан на 20 лет", - продолжал рассказ Ильченко.

Били его как и сотрудники различных служб, так и сокамерники, потому что у них было такое задание. Пытались бить по почкам, по голове, по позвоночнику, чтобы оставалось меньше следов и нанести как можно больше повреждений.

"Когда засыпал вечером, не хотелось просыпаться, а просто умереть ночью, чтобы следующий день не наступал. Помогало пережить эти страшные месяцы то, что со мной, в той же тюрьме, были другие политзаключенные, которые пытались поддерживать друг друга. Я сидел в одной камере с Арсеном Джапаровым из Ялты, общался с человеком, которого очень уважаю, - Ахтемом Чийгозом, который сидел на том же этаже. Мы виделись только когда нас выводили на так называемые "кабинеты" - когда приезжал следователь или адвокат и собирали несколько человек на этаже", - отметил он.

По его словам, когда через 11 месяцев перевели под домашний арест, то решил, что лучше смерть, лучше подорваться на мине или растяжке, переходя границу, чем снова попасть в российскую тюрьму.

Побег совершил в ночь накануне Дня России. Надел отцовскую куртку, взял мамину палочку - чтобы камеры наблюдения не сразу узнали. Вышел из дома медленно, потом побежал, бросил куртку, палочку, срезал браслет. Убегал полтора часа через лес. До границы добирался автостопом, менял машины, временами шел пешком, потому что знал, что будут искать с собаками. Переходил границу через заминированный лес наугад.

"Побежал к нашему солдату. Когда добежал до места, где проверяли документы, я упал на колени, поблагодарил Бога за свое освобождение, поцеловал украинскую землю, а потом лишь прошел к киоску, где проверяют документы", - завершил Ильченко свой рассказ.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх