Т-34-85: Back in track!
Огромный международный резонанс вызвало разрешение Ирана предоставить во временное пользование свою авиабазу Хамадан для базирования российских «стратегов» Ту-22М3, а также решение властей Ирака предоставить русским воздушный коридор в Сирию. Новость вызвала шок и с трудом скрываемое бешенство у российских «партнеров».
Госдеп США, верный практике двойных стандартов, принялся выискивать хоть какой-нибудь запрет или ограничение ООН на военное сотрудничество с Ираном, и даже представители Франции, так сильно пострадавшей от терактов исламистов, выражают беспокойство по поводу того, что нашим Ту-22М3 теперь не надо летать за 2 тысячи верст со сниженной бомбовой нагрузкой для вразумления игиловских и прочих басмачей.
Но об этом уже сказано предостаточно.
Еще одна новость из Сирии менее громкая, но не менее интересная. Там были запечатлены на фото пара идущих в бой легендарных Т-34-85 - наших лучших «тридцатьчетверок» из всей серии Т-34, ставших в последний год войны грозой для нацистского танкового «зверинца», превративших в эпическое поражение первый бой «королевских тигров» под Сандомиром, победно входивших в освобожденные города Европы и штурмовавших Берлин.
Несмотря на свой преклонный возраст, Т-34-85 back in track.
Конечно, не все возникающие в кадре танки являются аутентичными советскими «тридцатьчетверками». СССР, обновляя свой танковый парк на более современные и мощные ИС-3 и Т-54/55 не только посылал устаревшие Т-34 воюющим Китаю и Корее, но и разрешал их производство на местах. Таким образом, многие Т-34 вполне могут иметь дальневосточное происхождение, как Type-58.
Это не первый раз, когда антикварное оружие фиксируется на поле боя. Однако, через 71 год после окончания Великой Отечественной и Второй Мировой войн, появление заслуженных «старичков» в очередном локальном конфликте, вызывает живейший интерес. Так, осенью прошлого года в сеть попало видео, снятое сирийскими боевиками одной из оппозиционных группировок, как ими используются две «тридцатьчетверки» в качестве огневых точек, причем у одной машины отсутствует двигатель и гусеницы.
Как бы ни был стар танк Т-34-84, а его 85 мм орудие все еще может эффективно поражать своими снарядами скопления пехоты и даже бороться с легкобронированными машинами, вроде БМП и БТР, не говоря уже о грузовиках.
Чаще всего старая военная техника возникает на поле боя затяжных конфликтов, когда воюющие стороны начинают испытывать острый дефицит современных вооружений, потерянных в ходе начального периода боев. Если вовремя не угомониться, то следующим шагом будет раздача войскам музейных экспонатов, вроде кремневых мушкетов и средневековых пушек с ядрами.
Пожалуй, наиболее ярким примером последнего времени стал Йемен, конфликт в котором не утихает вот уже 10 лет. В результате, армия Йемена и хуситы вытащили со складов и пустили в ход Т-34-85 и самоходки Су-100. Причем, «старикам» приходится противостоять не абы чему, а саудитским «абрамсам» последней модификации М1А2.
Интересно, что саудиты не бросают против йеменских военных раритетов свои новейшие танки. Безусловно, для композитной брони «абрамса» попадание старого снаряда будет сродни булавочного укола носорогу, но дорогостоящую наружную электронную обвеску танка копеечный снаряд может легко попортить.
Что касается Сирии, то в начале 1970-х СССР передал этой стране 240 единиц Т-34-85. В боевых действиях они практически не использовались, поскольку сирийская армия в различных конфликтах использовала более современные Т-54/55 и Т-72. Но 4 года войны с террористическим нашествием ИГИЛ заставили сирийцев открыть закрома и переделывать «тридцатьчетверки» в различные шушпанцеры, прежде всего усиливая их огневую мощь.
Например, на шасси Т-34 сирийцы устанавливали 122 мм пушку-гаубицу Д-30. Места в башне для такого крупного орудия не было, поэтому сирийская конструкторская мысль вышла из затруднения достаточно просто: передняя часть танковой башни и ее крыша срезались, после чего Д-30 впихивалась, как милая.
Было еще две модификации Т-34-85 в самоходку. В первом случае, в зенитную, когда на погон танковой башни устанавливалась платформа со 100 мм зениткой КС-19. Но самой серьезной переделкой была установка на шасси Т-34 130 мм пушки М-46, обладающей баллистикой морского дальнобойного орудия.
Об их боевом применении информации нет.
Не исключено, что сирийцам помогли модифицировать Т-34 в самоходки кубинские товарищи, имеющие огромный опыт в различных переделках военной техники.
Послевоенное применение «тридцатьчетверок» было зафиксировано на Кубе (кубинцы на Т-34 из войск береговой обороны раскатали в блин высадившийся в заливе Свиней десант «гусанос», экипированный и организованный ЦРУ), во время арабо-израильских конфликтов, в Анголе, в войне Эфиопии и Сомали, в кипрско - турецком конфликте, в гражданской войне между республиками бывшей Югославии. Причем, в сербо-хорватском конфликте отличился хорватский Т-34-85, названный «Malo Bijelo», в течение одного боя осенью 1991 года не только выдержавший попадание двух ПТУР «Малютка», но и умудрившийся собственным огнем подбить или сжечь один грузовик, две ББМ и даже один танк Т-55 сербской армии. Уникальный случай.
В конфликтах на территории бывшего СССР Т-34-85 также поучаствовал. Это, прежде всего, конфликт вокруг Нагорного Карабаха и танк ЛНР. Для конфликтов в бывших советских республиках характерно использование танков-памятников. После недолгой реанимации механиками танки своим ходом съезжали с постаментов.
В России танки Т-34-85 были сняты с вооружения в 1993 году.
Вряд ли из машин - современников Т-34-85 найдется такой же титулованный и заслуженный долгожитель. Но лучше бы им стоять памятниками, в живых цветах, как заслуженным ветеранам - освободителям Европы от фашизма.