Дипломатические войны: Что означает заявление Климкина о возможном демарше Украины в ПАСЕ
Актуальность заявления министра иностранных дел Павла Климкина о возможном демарше в ПАСЕ вызвана тем, что в Крыму должны состояться выборы в Государственную думу РФ. Фактически это будет означать узаконивание оккупации Крыма Россией, если представители российского парламента будут избраны на этой территории. На территории, которую Украина и остальной мир, кроме России, считают украинской. Это одна причина.
Вторая причина. Российская делегация в ПАСЕ уже два года как отсутствует, и там уже начались определенные тенденции относительно возможного возвращения россиян на заседание. А ПАСЕ - это парламентская ассамблея, то есть там собираются представители парламентов стран. И если выборы в Государственную Думу, парламент Российской Федерации, будут признаны легитимными, то это будет означать, что и российская делегация там может быть легитимна.
Украинская точка зрения на это - дипломатический демарш. Заранее, еще до проведения выборов, признания или непризнания этих выборов легитимными, украинская сторона определяет свои дальнейшие действия. Думаю, вполне реалистично через этот демарш добиться достижения того, чтобы российская делегация в ПАСЕ не возобновила свою работу. Именно в контексте непринятия решения о возвращении российской делегации в ПАСЕ.
Если же Украина все-таки объявит бойкот и не сможет участвовать в заседаниях, это будет означать, что Украина закрывается от остальных стран-членов ПАСЕ именно в контексте прав человека. ПАСЕ - это та организация, которая специализируется на проблематике прав человека. По большому счету, Украина может даже развязать себе руки, выйти из-под критики и избавиться от влияния этой организации. Это может быть неожиданным следствием этого решения. Но все же, я думаю, что речь идет о дипломатическом демарше, лишь намерении это сделать, и мы еще не говорим, что это произошло.
Думаю, Украина будет принимать решение после того, как состоится принятие решения о возврате или невозврате российской делегации, а не до того. Когда это произойдет, украинская делегация может покинуть ПАСЕ, это будет демарш. А вот вернется ли туда, будет зависеть от контекста, от других событий, прогнозировать которые сегодня трудно.
Кстати, решение о демарше принимается на уровне парламента. Делегация может встать и выйти, это можно совершить на месте, но не посылать делегацию в общем, на это нужно решение парламента. Такие решения будут приниматься при активном участии и Министерства иностранных дел, и президента. Это должно быть консолидированное решение всех ветвей украинской власти.
Сегодня это превентивное заявление. Я так понимаю, что речь идет не столько о самой ПАСЕ, об участии там нашей делегации, столько о непризнании легитимности выборов в Российской Федерации, которые они проводят на территории Украины. Думаю, это главный мотив заявления Климкина. Если остальной мир не признает легитимными парламентские выборы в РФ, это означает, что их парламент не сможет отправлять свои делегации не только в ПАСЕ, но и во многие другие организации. То есть приостановится межпарламентское сотрудничество с Россией. Это будет форма санкций в отношении РФ, в отношении членов российского парламента. Поэтому нужно рассматривать эти действия через заявление нашего министра в более широком контексте. Речь идет о легитимности российского парламента.
И может случиться, что выборы не признают. Есть пример белорусского парламента, где выборы не признаются действительными уже 20 лет. Хотя в мире понимают, что далеко не от российского парламента зависит ситуация в самой России. Там основным органом власти является президент.
Говорят, что можно признать нелегитимными выборы только на оккупированных территориях. Но есть нюанс. Есть избирательные списки, в которые включены кандидаты от Крыма, и есть мажоритарные округа, где избирается четыре депутата, непосредственно в Крыму. Поэтому не все так просто в юридическом плане. Здесь важна легитимность процедуры. И если избирательная процедура с участием этих субъектов избирательного процесса использует оккупированную территорию, то это неизбежно накладывает нелегитимность на избрание всего органа. Такая позиция Украины.
Некоторые страны Европы заняли достаточно осторожную позицию. Но эта осторожность может сыграть как в одну, так и в другую сторону. Много будет зависеть от реакции Соединенных Штатов Америки. Многое будет зависеть от их первой реакции. Вот 18 сентября состоится голосование. Какой будет первая реакция США, так будут реагировать и другие страны.
Если говорить о последствиях. Фактически, непризнание выборов ничего не изменит. Пострадают только парламентарии, потому что они лишатся заграничных командировок и контактов. Но в целом российское государство, правительство, президент, армия будут действовать так, как действовали до того. Это будет одной из форм давления на российскую сторону в поддержку Украины. Для нас это будет проявлением солидарности с Украиной, так же как экономические санкции, персональные санкции в отношении отдельных деятелей российского режима.
Россия может организовать голосование на территории своих посольств и консульств, несмотря на позицию Украины, потому что это их территория. Но доступ на эту территорию украинская сторона может не гарантировать российским избирателям. Поэтому массового голосования все равно не будет. Украина воспринимает Россию как государство-агрессора и реагирует должным образом. То, что россиянам это не нравится, это тоже нормально.
Владимир Горбач Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].