Нелегитимны, но признаны: В России выбрали парламент
В этот раз российские выборы проходили по новому сценарию. Половина Госдумы избиралась по партийным спискам, и тут прогнозировано электоральный барьер преодолели лишь те партии, которые были в парламенте и до выборов. Это "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия".
Вторая часть парламента избиралась по одномандатным округам. Для тех, кто следил за российской парламентской кампанией, было очевидно, что именно на эту часть и была основная надежда у так называемой либеральной общественности и оппозиционных политиков. Расчет был на то, что хоть кто-то из оппозиционеров попадет в новый созыв. Судя по всему, даже этого не произошло. Хотя даже после предыдущих выборов в российском парламенте оппозиция была представлена, хоть и единичными депутатами. Например, такими, как Дмитрий Гудков или Илья Пономарев, правда лишь до 2014 года. Когда тот же Пономарев был единственным, голосовавшим против аннексии Крыма, за что и был лишен мандата единодушным голосованием коллег.
Еще один интересный момент - явка. Она составила 48%. Собственно, если бы российское выборное законодательство не было изменено накануне, то нынешние выборы должны были бы быть признаны несостоявшимися. Т. к. ранее для признания выборов необходимо было участие в них не менее 50% избирателей.
Именно низкая явка и была одной из целей властей, считают российские оппозиционеры. Для этого и дату выборов переносили с декабря, когда они должны были быть проведены, на сентябрь, а парламентскую кампанию ограничили рекордно малым сроком - менее чем два месяца.
В итоге, Россия получила новый парламент практически из тех же людей, что и старый, в несколько изменившихся пропорциях. Партия власти - "Единая Россия" - уже очевидно, что снова будет иметь большинство и претендует на то, что это большинство будет конституционным. Все остальные - ее сателлиты, которые вместе с ней голосовали за присоединение Крыма, возможность ввода российский войск на территорию Украины и за исключение из парламента тех одного-двух депутатов, которые были с этим не согласны.
Как выбирали
Даже российские СМИ изобилуют сообщениями о "каруселях", манипуляциях и "вбросах" на этих выборах. Как члены избирательных комиссий прикрывали спинами урны для бюллетеней, пока их коллега засовывает туда пачку бюллетеней на одном из участков в Ростове-на-Дону, можно было наблюдать практически в прямом эфире, благодаря онлан-камерам на участках - ноу-хау россиян, скопированное правительством Николая Азарова и для Украины.
Уже на следующий день после выборов были опубликованы даже математические выкладки о том, как и в какое время происходили фальсификации. По их данным, до трети голосов за "Единую Россию" - именно результат фальсификаций. Однако на результаты эти данные вряд ли повлияют. Глава российского Центризбиркома прямо в день голосования отреагировала на заявления о "каруселях" угрозой возбуждения уголовных дел против заявителей. Правда, пообещала отменить результаты выборов на трех участках, где отрицать махинации было уже просто невозможно. Но это никак не повлияет на результат в масштабах страны.
"Надо расстаться с иллюзиями и понять, наконец, что Россия не является демократическим государством. И нельзя к ней относиться как к демократическому государству. К России надо относиться как к полноценной диктатуре", - заявила российский оппозиционер Ольга Курносова, эмигрировавшая в Киев.
Что дальше?
Именно как результаты противостояния условных "партии политики Путина" и "партии эмигрантов" описывает сложившуюся ситуацию известный российский журналист Аркадий Бабченко: "... половина населения... нервно курит, глядя на чемоданы, начинает перевод бизнеса в Прибалтику и Кипр, с тоской смотрит на несбывшиеся цены в Таиланд, поглядывает, что там с обучением в Праге, отдает детей на курсы английского, закрывает свои разорившиеся магазинчики, стагнирует и вообще ни во что уже не верит, а вторая - окукливается, закрывается у себя в конурках, отгораживается ставнями, идет копать картошку и покупать бутылку водки, матерясь и выплескивая агрессию на телевизор, не интересуясь уже вообще ничем, что выступает за габариты квартиры. А по краям копошатся полоумные сорок процентов бабушек с Путиным, Сталиным, Жириновским и прочими православными коммунистами".
Дело в том, что среди россиян не поддерживающих Путина накануне выборов разразился нешуточный спор в соцсетях о том, стоит ли вообще участвовать в выборах. По мнению одних - участие лишь легитимизует сфальсифицированные результаты, других - лучше прийти и испортить бюллетень, чем оставить его для возможных фальсификаций.
В итоге, главная надежда российских либералов - партии "Яблоко" и ПАРНАС не прошли 5% электоральный барьер, но, как минимум "Яблоко", может претендовать на преодоление 3%. Это не дает мест в Госдуме, но гарантирует наличие бюджетного финансирования партии до следующих выборов. Именно это многие и считают основной целью партии, руководимой Григорием Явлинским. Мол, и ответственности нет, и деньги есть.
"И прекратите друг друга уже пилить. Ходили-не ходили. Ерунда какая. Полтора процента тех, кто сходил, пилят полпроцента, которые не сходили. Буря в двух процентах фейсбука. Откуда это самозомбирование, что высокая явка повысит шансы либеральных партий. Почему не отдать себе отчет, что нет у Яблока никаких пяти процентов с Явлинским/Слабуновой во главе, даже трех как выясняется нет, а у Парнаса нет и процента с лицом Касьянова в качестве витрины. Ну нет их, вне зависимости от того поднимет фб свои задницы или не поднимет. Чем больше выдумок про явку, на которую они будут списывать свой провал, тем меньше шансов, что они трезво оценят настроения в стране и самих себя", - пишет обозреватель российской службы Радио Свобода Елена Рыковцева.
Крымский вопрос
Но, россияне россиянами, а есть еще одна проблема - это Крым. И дело не в том, что крымские татары бойкотировали выборы, а в том, что согласно международному праву, Крым остается территорией украинского государства аннексированной Россией. А значит, выборы российского парламента в Крыму - нелегитимны. Поскольку вычислить голоса крымчан из общего российского котла невозможно, это вполне могло бы стать причиной для непризнания нынешних российских выборов мировой общественностью вообще. И если в самой России на это смогли бы закрыть глаза, а людям объяснили, что это "очередные происки врагов", то в реальном мире это привело бы, как минимум, к прекращению всяких контактов с нелегитимным парламентом и назначенным им правительством. Кстати, такая же ситуация может возникнуть и после президентских выборов, которые должны пройти в 2018 году. Фактически, с формальной точки зрения, с этого момента и до 2018 года - единственным легитимным представителем России на международной арене остается Владимир Путин.
Именно на нелегитимности российских выборов настаивает Украина. "Крым - это Украина. Выборы - нелегитимные и незаконные. Результаты - ничтожные", - заявила представитель МИД Марьяна Беца.
Однако, это все юридическая казуистика, отмечают многие аналитики. Ведь, если выборы в Крыму - нелегитимны, то нелегитимны и выборы российского парламента вообще. Поскольку, невозможно отделить голоса крымчан от прочих в рамках единого федерального округа, а это половина Госдумы. И надо либо не признавать выборы вообще, что фактически будет означать непризнание российских властей на международной арене, либо признавать, опять же, все выборы целиком. А это уже будет фактическим признанием аннексии Крыма международным сообществом.
Западные партнеры Украины уже нашли выход из этой ситуации. О непризнании выборов в Крыму уже заявили Румыния, Франция, Дания, Швеция, другие страны, в том числе и ПАСЕ. Но акцент делается именно на Крым, а не Госдуму вообще.
А что Украина?
"Украинская сторона легитимно поднимает этот вопрос. В частности, о легитимности выборов Государственной Думы как таковой. Были соответствующие призывы, заявления и решения украинской стороны или анонсы потенциальных решений касательно участия украинской делегации в ПАСЕ и т. д. Но, у меня нет иллюзий. Тут есть правовая и политическая часть. В политической части, "нерукопожатными" будут те депутаты, которые из Крыма, они вообще под санкциями и сложно представить посещение ими этих уважаемых структур, о которых шла речь. Но выборы в ГД в целом, большинством стран могут быть признаны, будут признаны", - считает эксперт Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко.
И дело не только в политическом весе России на международной арене, считает российский оппозиционер Ольга Курносова. По ее мнению, Украина озаботилась происходящим лишь за неделю до даты выборов, хотя, о том, что они будут проводиться в Крыму было известно, как минимум, с начала августа.
Также, не очень удачной она считает и идею президента Петра Порошенко не проводить российские выборы на территории Украины. Фактически, это сыграло на руку российскому режиму, считает она.
"Само российское правительство было заинтересовано в том, чтобы выборы не проводились на территории Украины. В прошлый раз на территории Украины было 17 избирательных участков, сейчас - только три, - говорит Курносова, она это связывает с тем, что - в Украине достаточно много людей, которые уехали из России по политическим соображениям", - т. е. могли бы хоть и незначительно но повлиять на результат.
В итоге, президент Порошенко для выполнения своего обещания ничего заметного не сделал, но к его призыву прислушались радикальные политические силы. Особо они были заметны в Киеве и Одессе.
"Мы выдели, как представители партии "Свобода" блокировали российское посольство. Кстати, пустое посольство. Российские дипломаты там не работают, они работают у своих "братьев" белорусов, тут тоже интересный момент. Так вот, если бы были разорваны дипломатические отношения с самого начала, или в любое время до выборов, это было бы логично - нет дипломатических отношений, дипломатические учреждения не работают, соответственно, негде и голосовать. И тогда это был бы важный сигнал и миру, и обществу", - говорит Александр Хара, эксперт Майдана международных дел.
В итоге же получилось, что государство Украина никак на объявленные им нелегитимными выборы не отреагировало, зато позволило показать всему миру необузданных радикалов, ломающих заборы и обстреливающих дипломатические представительства фейерверками.
Проблема в том, считает Ольга Курносова, что скандалы вокруг украинских телеканалов или политических сил, которые в Украине подозревают или обвиняют в сотрудничестве с российской властью и получении от нее финансирования, говорят, как минимум о том, что Россия активно работает на украинском политическом поле. Тогда как Украина в политическом поле России не представлена вообще и даже не пытается этого делать, предпочитая лишь апеллировать к своим "западным партнерам".
Павел Иванов