Тузловские лиманы: зона экологического бедствия и беззакония
Корреспондент "Думской" 17-го сентября побывал с группой экологических активистов в национальном природном парке "Тузловские лиманы". Об экологической обстановке и не только читайте далее.
"Тузловские лиманы" - это очень красиво и очень далеко. Далеко во всех смыслах. Далеко от Одессы - четыре часа езды по очень уставшим дорогам, причем о некоторых не догадывается даже Google Maps. Далеко от областной и государственной власти. И уж совсем далеко от реформ (особенно полицейской). Далеко от Закона.
Мы приехали, чтобы вручную соединить Тузловские лиманы с морем. Для местных наш приезд непонятен. Мы чужеродны, а значит - враждебны. Никто, от многократно судимого гражданина до старшего офицера полиции, не может понять, зачем группе людей из далекой Одессы тратить свой день, чтоб трястись по бездорожью, а потом мешать местным уничтожать все живое ради собственной выгоды. Мы - "кучка шизофреников", как сказал один мэр.
РЫТЬ ИЛИ НЕ РЫТЬ
Тузловские лиманы - это группа озер в Татарбунарском районе. В 2010-м году им придали статус национального природного парка. В заголовки СМИ парк начал регулярно попадать с декабря прошлого года, когда руководителем "Тузловских лиманов" был назначен доктор биологических наук и природозащитник Иван Русев. Эколог отказался следовать примеру своих предшественников и не стал закрывать глаза на браконьерский вылов кефали в лиманах.
"Раньше система лиманов соединялась с морем прорвами (водяными коридорами, по которым осуществляется водообмен и миграция рыбы. - Ред.), - рассказал "Думской" ученый. - Что сделали браконьеры? Они закрыли все прорвы, кроме одной, а последнюю перегородили мелкой решеткой. Кефаль после откорма в лиманах стремится уйти в море на зиму. Рыбу, скопившуюся в единственной прорве, можно просто вычерпывать ведром. А оставшаяся в лимане кефаль массово гибнет зимой. Гибнут и сами лиманы, не получая достаточного водного обмена. И наконец, остается без прокорма та кефаль, которая после нереста стремиться войти в лиманы".
Прорву, прокопанную экологами весной, браконьеры не просто зарыли, а надежно забаррикадировали металлической конструкцией и мешками с цементом. В этом месте теперь не только не образуется естественный проток, но и воссоздать его вручную без спецтехники уже невозможно. А тем временем, по свидетельствам экологов, лиманы уже "задыхаются" без свежей воды.
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
За 9 месяцев работы в парке Иван Русев и его сотрудники успели познакомиться с самыми разными проявлениями человеческой натуры. Было все: угрозы, попытки подкупа, преступная халатность и коррумпированность чиновников, в конце концов, попытка физической расправы над сыном Ивана Трифоновича. Но дон Кихот от экологии продолжает сражаться как с ветряными мельницами, так и со вполне осязаемыми чудовищами.
Статус "национальный" означает, что природный парк подчинен непосредственно Министерству экологии и природных ресурсов Украины. Однако, кроме мизерного финансирования, НПП не получает от министерства никакой поддержки. Даже наоборот: ведомство частенько мешает сотрудникам "Тузловских лиманов" выполнять свои обязанности.
К примеру, накануне акции по восстановлению прорв, из министерства пришла факсограмма следующего содержания: "В связи с высокой вероятностью провокаций, значительным осложнением оперативной обстановки, возможным возникновением столкновений между местным населением и работниками НПП, просим подойти к указанному вопросу толерантно и с большой ответственностью. Рекомендуем... перенести проведение запланированного мероприятия на другое время..." Sic! Толерантно! С браконьерами!
О РЫБАКАХ И РЫБКЕ
В акватории Тузловских лиманов рыбный промысел процветает с незапамятных времен. Местные называют себя рыбаками кто в третьем, кто в седьмом поколении. Заповедный статус лиманов - им как кость в горле. Они привыкли пользоваться природными богатствами бесконтрольно, ловить рыбу так, как им заблагорассудится. Проблема в том, что аппетиты рыбаков постоянно растут, и за ними успевают лишь запросы чиновников, крышующих браконьерство. А упрямая кефаль никак не хочет принимать сложившиеся рыночные условия и все также выходит из лиманов в море на нерест и зимовку. Вот и приходится "бедным" людям менять географию.
Возмущению рыбаков нет предела: ну никогда никто не смел запрещать им их сверхприбыльный промысел. Суммы взяток достигали астрономических высот, но чтоб кто-то посмел указывать, как им использовать водный ресурс - это уж слишком!
В принципе вылов рыбы в лиманах не запрещен, но кроме лицензии существуют ограничения на объем и способ промысла. А уж менять вручную береговую полосу - это ни в какие ворота не лезет! Но и тут человеческие жадность и наглость, подкрепленные чувством безнаказанности, берут вверх. А контролировать использование водного ресурса, охранять его от экологического бедствия - это задача государства. Последнее возложило эту ответственность на Ивана Русева и умыло руки.
НАША ПОЛИЦИЯ НАС БЕРЕЖЕТ
У многих мог возникнуть вопрос, почему прорву в песке должны капать активисты, причем вручную? Ответ прост: оператору единственного досягаемого экскаватора тоже позвонили и напомнили, что ему тут еще жить... или нет. И экскаватор поломался. Вот и объявились волонтеры с лопатами, добравшиеся к месту на волонтерские же средства.
Встреча была организована с размахом! Прямо на косе экоактивистов жал пикет из несчастных и нищих рыбаков. Причем активисты пришли семь километров по песку пешком и с пропусками, а рыбаки приехали на джипах и самовольно. По закону, на территории НПП просто так посторонние находиться не могут. Вообще. Но кто же запретит рыбаку в седьмом колене?
Рыбаки пришли с государственным флагом и дружно требовали, чтобы активисты отправились отвоевывать Крым или хотя бы сгинули в АТО. Хотя еще полгода назад те же рыбаки обзывали экологов "майдаунами" и обещали устроить второй Донбасс.
Попытка получить комментарий у местных жителей мне не удалась. А цитировать отдельные выкрики и угрозы не позволяет ни этика, ни элементарная брезгливость.
Предлагаю считать собранный фото и видео материал официальным заявлением рыбаков.
Не вызывает зависти положение полицейских. Последних прислало руководство областного ГУНПа по просьбе Ивана Русева. Вот только Русев надеялся, что представители власти помогут экологам выполнить свои законные функции, но люди в форме прибыли с единственной задачей - "охранять порядок". Поэтому зажаренные в собственных брониках татарбунарские полицейские, усиленные отрядом "штормовцев", исполнили свой ритуальный танец под названием "живая цепь", разделив две противоборствующие стороны. И все! Просто стояли и не давали двум разгоряченным сторонам встретиться в рукопашном бою. Хотя в принципе могли бы вмешаться и выполнить требования закона, потребовав от посторонних покинуть территорию парка. Могли произвести задержания неповинующихся. В конце концов, наказать за элементарную хулиганку, которой было более чем достаточно. Но нет, вся боевая задача свелась к тому, чтобы простоять полдня, снося проклятья браконьеров типа "ты шо против народа прешь?" и "отвернись начальник на минутку, мы с ними поговорим!", а потом еще полдня снова стоять, выслушивая гневных активистов, пока браконьеры, весело улюлюкая, зарывали выкопанную часть прорвы.
Никто из правоохранителей и пальцем не шевельнул, чтобы прекратить это безобразие. Приказа, мол, не было!
В самое ближайшее время Русев с коллегами собираются выяснить, почему, собственно, его не было. "Думская" обязательно будет присутствовать на этой встрече.
Совершенно очевидно, что без волевого решения "сверху" дружба между местной полицией и браконьерами не охладеет. Тут даже не столько пресловутая коррупция, сколько банальное кумовство и вынужденное совместное проживание на замкнутой, отдаленной от внешнего мира территории.
У меня состоялся прелюбопытный разговор с одним полицейским из оцепления. Причем не с прыщавым сержантом, у которого мысль порой не угоняется за словами, а с седовласым майором. Человек в форме признался, что лично знает всех присутствующих рыбаков, со многими поддерживает дружеские отношения и считает, что их требования не открывать прорву вполне законны, ведь рыба уйдет, а семьи кормить надо. Дальше майор вообще полез в дебри, далекие от компетенции полиции, начал рассказывать о том, что лицензии на лов у всех в порядке и никто не должен мешать рыбакам зарабатывать на кусок хлеба, а лиманы всегда ограждали от моря и никогда рыба не дохла, и лиманы не цвели. Закончил свой курс лекций об экологии майор тем, что "если б всякие не лезли не в свое дело, то все было бы спокойно".
Да, сложившееся спокойствие устраивает очень многих. Это видно по состоянию прибрежной зоны района. Богатейший природными ресурсами край превратился в депрессивный, годный лишь для съемок постапокалиптических фильмов район. К тому же населенный мутантами (смотри фото), уничтожающими последнюю жизнь, а с ней и надежду на возрождение.
Автор - Дмитрий Адамовский