Нефтяники жалуются на то, что государство отвернулось от геологоразведки
Падение цен на нефть и санкции для российских нефтяников не так страшны, как прекращение госфинансирования и господдержки, заявили представители отрасли на форуме "Геологоразведка-2016".
12 октября в Москве состоялся третий международный геологический форум "Геологоразведка-2016". В качестве главного было заявлено обсуждение перспектив геологоразведки России в условиях низких цен на нефть и западных санкций, однако участники форума предпочли больше говорить о своих ожиданиях, связанных с государством. По их мнению, оно поспешило снизить долю своего участия в геологоразведке, что чревато самыми негативными последствиями.
Сокращение инвестиций
По данным Минприроды, совокупные инвестиции в геологоразведку в России по итогам 2016 года сократятся на 4-5% (примерно до 310 млрд рублей), в 2017 году снижение продолжится и составит еще около 5%. "Динамика финансирования работ, особенно в нерублевом выражении, существенно снижается", - заявил на форуме гендиректор холдинга "Росгеология" (консолидирует государственные геологоразведочные активы -.) Роман Панов.
По его словам, сокращают объем инвестиций не только компании, но и государство - путем снижения объемов госзаказа. Между тем, как подчеркнул глава "Росгеологии", "сохранить долю госучастия в финансировании геологоразведочных работ (ГРР) особенно важно в кризисный период".
В частности, по его мнению, государство должно разделить с компаниями риски, связанные с подготовкой и - в перспективе - вводом в эксплуатацию запасов. "Особенно это касается неосвоенных районов, где нет инфраструктуры, и требуется мобилизация всех ресурсов. Даже самым крупным недропользователям это в одиночку не всегда удается реализовать", - отметил Панов.
Стратегия Роснедр до 2030 года
Говоря о госполитике в данном сегменте, участники форума обратили внимание на один из определяющих для отрасли, опубликованный 6 октября документ Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), - проект стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года. В нем отмечается, что балансовые запасы нефти в России превышают 18 млрд тонн, из которых две трети относятся к категории трудноизвлекаемых. Обеспеченность запасами оценивается максимум в 36 лет, однако без учета трудноизвлекаемой нефти она составляет не более 20 лет.
В последние годы запасы нефти в России растут (более чем на 700 млн тонн в год), однако проблема заключается в том, что прирост идет в основном за счет доразведки открытых месторождений, а не открытия новых, говорится в стратегии. Гендиректор Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров подтвердил, что на долю последних приходится всего около 10% от всего прироста запасов. По его словам, для решения этой проблемы "нужна стратегия поиска, и это задача государства".
Однако в том же документе Роснедр государство максимально дистанцируется от этой проблемы: "Финансирование за счет средств федерального бюджета поисковых и оценочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году".
Времени откладывать поиск нет
Как заявил Роман Панов, предлагаемое Роснедрами "исключение государства из поисково-оценочного этапа и отсутствие компенсирующих мероприятий могут привести к непредсказуемым последствиям". По его мнению, сохранение присутствия государства особенно важно "именно сегодня, когда из-за санкций ограничен доступ компаний к финансированию на внешних рынках, а качество ресурсной базы продолжает снижаться".
Определяться с тем, кто будет участвовать в поисковом этапе, необходимо незамедлительно, отметил Игорь Шпуров. "Месторождения в нераспределенном фонде почти закончились. Надо переходить от разговоров к делу", - сказал он и привел данные экспресс-анализа, согласно которым до 2030 года добыча в России на 80% будет обеспечиваться уже открытыми запасами. "Однако к 2040 году часть добычи необходимо будет компенсировать из еще не открытых на сегодняшний день запасов. Их поиск надо начинать уже сейчас", - заявил Шпуров.
Дефицит технологий и средств
Альтернативой высокорисковому инвестированию в поиск является работа над увеличением нефтеотдачи на старых месторождениях и разработка уже открытых трудноизвлекаемых запасов. В связи с этим, как заявил вице-президент по геологоразведке "ЛУКОИ? Ла" Илья Мандрик, "актуальной становится задача по совершенствованию и поиску новых технологий". Правда, пока, по его словам, технологические сложности из-за санкций компания испытывает только на шельфе Каспийского моря.
Роман Панов согласился, что глобальной проблемы из-за технологических санкций нет. "Есть отдельные элементы, по которым требуется кооперация или поиск собственных механизмов. Научная школа у нас сильна. Но как обеспечить коммерциализацию идей? Вопрос затруднен, - заметил он и снова апеллировал к государству. - Здесь меры господдержки являются ключевыми".
Глава департамента геологоразведочных работ "Газпром нефти" Алексей Вашкевич сообщил, что компания справляется с импортозамещением технологий, но испытывает проблемы из-за слишком высокой стоимости заемных средств. По его словам, "Газпром нефть" получает кредиты под 16%: "Здесь государство должно помогать. Необходимо разделение нагрузки, госучастие на первых этапах".
Будут ли чаяния недропользователей услышаны, неизвестно. На заседании должны были присутствовать министр природных ресурсов Сергей Донской, вице-премьер по ТЭК Аркадий Дворкович и зампред правительства Александр Хлопонин, однако они на форум так и не приехали.