Каким должен быть интерфейс приложения в виртуальной реальности - на примере игры The Lab от Valve
Специалист по постпроизводству студии Visualise Рафаэль Лино поделился с читателями блога компании мыслями по поводу игры The Lab от Valve. Рафаэль считает, что на виртуальную реальность стоит смотреть как на совершенно новый вид медиа, в котором уже не действуют старые правила.
Редакция рубрики «Рынок игр» публикует перевод, выполненный изданием DTF.
Сотрудники Valve сами выбирают, над чем работать, и при этом компания уже успела выпустить одну из самых интересных VR-игр. Так же, как я и члены моей команды в Visualise, ребята из Valve решили работать с виртуальной реальностью.
Больше всего в The Lab меня впечатляет не ее внешний вид или геймплей, а дизайн. Прежде я не замечал, насколько хорош дизайн в играх Valve. Думаю, раньше моих знаний о разработке было недостаточно, чтобы это оценить, но именно геймдизайн принес успех Half-Life и Counter-Strike.
Сейчас в интернете много говорят про VR. Мне кажется, что это заслуженно, ведь мы наконец-то можем перейти от плоского медиа - к объемному. До выхода Oculus Rift и HTC Vive фильмы и игры существовали в двух измерениях. Но теперь к высоте и ширине добавилась еще и глубина.
Мы создаем трехмерные фильмы и игры уже несколько десятилетий, но и создатели, и потребители до сих пор смотрят на виртуальные миры через плоский экран. Компьютеры понимают и отображают трехмерные пространства, но люди так не могут. Поэтому, чтобы представить трехмерный мир с помощью двухмерных инструментов, нам приходится жульничать.
Между тем, на что способны компьютеры, и тем, как люди с ними взаимодействуют, прежде существовала огромная брешь. Но VR позволит ее заделать. Впервые и создатели, и потребители могут наслаждаться настоящей трехмерностью без всякого жульничества. Именно поэтому я рад, что мне выпала возможность работать с виртуальной реальностью.
Начальная комната The Lab
Это первая комната, которую видит человек, запустивший The Lab. Я много раз видел, как люди прицеливаются в кнопку Start и пытаются выстрелить, но другие сразу понимают, что кнопку надо нажать. Но как нажать на кнопку внутри игры с помощью контроллера Vive, обычно никто не понимает, и мне приходится объяснять, что для этого надо зажать курок на обратной стороне.
Вспоминаю, что как-то слушал комментарии разработчиков Valve и узнал, как высоко компания ценит обучение механикам в своих играх. Игроки изучают свои возможности в начале прохождения или в момент первого знакомства с новой механикой, чтобы в будущем точно не запутаться. Самый первый пазл учит игрока взаимодействовать с объектами внутри The Lab, и затем он постепенно узнает об игре больше. В первую очередь надо понять, как происходит перемещение и как нажимать на кнопки.
Объемное меню
В обычных играх меню состоит из кнопок и иконок, по которым можно кликать мышкой, если вы пользуетесь компьютером, и пальцами - если телефоном или планшетом. Чтобы выбрать нужный уровень, игроку нужно кликнуть на соответствующую кнопку в меню.
В The Lab игрок выбирает уровни с помощью контроллеров. Вы ходите по трехмерному пространству, а кнопки выбора представляют собой сферы, которые можно схватить и покрутить. Каждый уровень несет в себе что-то особенное. Если хотите пострелять из лука - вам к старой деревянной двери замка. Если захотели заняться виртуальным туризмом в фотореалистичных локациях, подойдите к стене с фотографиями.
Перед каждым стендом стоит сфера. Сфера - логичный и естественный выбор для игры в трехмерном пространстве. Тем не менее многие VR-студии, особенно те, которые создают панорамные фильмы, до сих пор делают стандартные меню с прямоугольниками. Но в панорамном видео нет прямоугольников - это сфера, в которой зритель может смотреть туда, куда он захочет.
Получается, что плоские прямоугольники появляются только для того, чтобы на них нажимали, но ведь прямоугольники в VR-пространстве - артефакты из прошлого.
Дитер Рамс (немецкий промышленный дизайнер, ведущий дизайнер фирмы Braun с 1962 года по 1995 год - прим. ред.) как-то сказал, что дизайн хорош тогда, когда он понятен, а также тогда, когда он способен объяснить функции и суть объекта. В виртуальной реальности игрок может зайти куда угодно, и если мы хотим, чтобы он перемещался между разными пространствами и местами, нужно дать ему для этого соответствующие опции и инструменты. Мы можем дать ему кнопку «Смена локации», и игрок сразу должен понять, что эта кнопка делает. Valve нашла решение: магический шар с панорамным фото внутри, в который игрок может заглянуть, словно в другой мир.
Каждая кнопка в меню может находиться в трех основных состояниях: «Не выбрана», «Выделена» и «Выбрана». В Windows, Linux и macOS все так и есть. Сферы в The Lab делают то же самое. Когда они просто стоят на своем месте, то находятся в состоянии «Не выбрано». Если взять их в руку, они выделяются, а чтобы выбрать их, словно пункт в меню, нужно поднести сферу к лицу.
В Visualise мы как раз обсуждали какое-то время назад, что пора отказываться от плоских прямоугольников, и тоже выбрали сферы с параллаксом (изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона в зависимости от положения наблюдателя - прим. ред.). Но для нас это всегда было проблемой с точки зрения производительности, потому что в основном мы разрабатываем приложения для мобильных платформ. Мы также не могли понять, как реализовать параллакс без отслеживания движений головы.
Но Valve все сделала круто. Панорамное фото в сфере позволяет вам рассматривать новую локацию с разных сторон, будто бы через трехмерный портал. Все интуитивно и естественно. Достаточно попробовать повзаимодействовать со сферой раз, и дальше уже не забудешь, что надо делать.
Внутри каждого уровня легко вернуться в главное меню The Lab. Достаточно просто нажать на кнопку «Меню» на контроллере Vive, и перед лицом игрока появится сфера. Ее можно использовать, чтобы вернуться, или ничего не делать - через какое-то время она сама пропадет. В итоге базовые взаимодействия остаются прежними вне зависимости от того, где находится игрок.
О чем я еще не сказал
Мне также понравился Робопес из The Lab. Он почти как настоящая собака - гоняется за палкой и приносит ее игроку. Я много раз показывал людям The Lab, и они проводили кучу времени с собакой вместо того, чтобы исследовать лабораторию.
А теперь на минутку задумайтесь: людям нравится взаимодействовать с нереальным созданием, которое может только лаять, подходить к игроку и бегать за брошенной палкой. В виртуальную реальность очень легко окунуться с головой, а за персонажами внутри нее приятно наблюдать.
Еще немного о дизайне
Мне кажется, разработчики VR-приложений могут многому поучиться у The Lab и Valve. VR-разработчики полагаются на аналогии и устаревшие догматы. А мы ведь можем остановиться, вернуться к основам и начать все сначала.
Пользователь больше не смотрит на экран - он попадает в мир, созданный кем-то. Игрок с таким же трепетом относится к виртуальному пространству, с каким он относится к собственной квартире, любимому кафе или месту работы. И мы, как разработчики, должны хотя бы попытаться создать приятное и удобное место. Мы можем многое взять из дизайна интерьеров и графики, из архитектуры и психологии. Чтобы пользователи серьезно относились к виртуальным объектам и пространствам, мы должны серьезно подойти к их созданию.
Может показаться, что я говорю очевидные вещи. Стоит что-то увидеть, и все сразу кажется простым и понятным. Но ведь даже самые простые вещи однажды кто-то придумал. И он придумал их так, чтобы они были понятными. В общем, об этом стоит задуматься.