Политолог о встрече «нормандской четверки»: зыбкие договоренности, ряд уступок, испуганный Путин и козырь Порошенко
Политолог Кирилл Сазонов, который ранее жил в Донецке, но перебрался в Киев еще до оккупации, поделился впечатлениями от переговоров в «нормандском формате» (главы Украины, Германии, Франции и России), прошедших вчера в Берлине. На них пытались решить военный конфликт, третий год терзающий Донбасс.
Вот, как размышляет эксперт:
«Процесс идет очень тяжело. Россия не отказалась от своих планов по формализации своего марионеточного анклава в составе Украины, задача которого прекращение процесса евроинтеграции и евроатлантической интеграции нашей страны. Украина в свою очередь готова к разумным уступкам, которые не ставят под вопрос наш цивилизационный выбор. То есть по принципиальному вопросу - станет Украина частью Европы или останется в русском мире, единогласного решения нет. Кремль, как и раньше, считает Украину приоритетной сферой своих интересов.
Что касается тактических соглашений, то в результате переговоров действительно был сделан шаг к компромиссу. Очень осторожный шаг. С возможностью в любой момент отыграть назад. Стороны сделали ряд уступок - Путин согласился на введение полицейской миссии в Донбассе, а Порошенко на подготовку к проведению выборов в Донбассе по формуле Штайнмайера. То есть пункты выполняются не последовательно, а параллельно.
Под контроль ОБСЕ переходит Дебальцево - это уступка Кремля. Но при подготовке к выборам в ОРДЛО объявлено о разведении войск, а не о разоружении боевиков. Это уступка Украины. Впрочем, никаких документов в процессе не подписали, в течение октября-ноября подробную дорожную карту разработают на уровне экспертов и МИДов. В ней будут детали и даты, которые позволят делать окончательные выводы по перспективам.
Порошенко сообщил, о чем договорилась «нормандская четверка»
Вчерашние договоренности очень зыбкие и условные. Украина согласна принять закон о выборах в Донбассе, но какой это будет закон - вопрос открытый. Тут у нас приличная свобода для маневра. С другой стороны согласие Путина на введение полицейской миссии ОБСЕ в любой момент может быть аннулировано боевиками, которые формально независимы и уже объявили, что полицейская миссия противоречит Минским соглашениям.
Что касается поведения участников переговоров, в глаза бросается внезапная уступчивость Путина. Он явно напуган и выбит из колеи жесткой реакцией Запада на бомбежки авиации РФ в Сирии и жесткой резолюцией ОБСЕ, признавшей российскую агрессию в Украине. Похоже, перспектива усиления санкций действительно критична для Кремля. С другой стороны, Порошенко явно приходится непросто, потому что на него давят Германия и Франция. Для них главное решить проблему и они согласны сделать это за счет Украины. У Меркель и Оланда впереди свои выборы, да и Сирия приоритетнее.
Берлинская битва за Донбасс: что сказали Олланд и Меркель
Но у Порошенко есть козырь в виде жесткой позиции большинства в Верховной Раде. Депутаты не согласны на сдачу украинской независимости по кремлевскому сценарию «особого статуса Донбасса». О чем заблаговременно заявляли. Это дает Порошенко возможность удерживать позиции с формулировкой «Меня не поддержит парламент».