В России независимых правозащитников исключают из правозащитных комиссий
Новые списки 42 региональных Общественно-наблюдательных комиссий (ОНК), опубликованные Общественной палатой России, свидетельствуют, что десятки российских реально независимых правозащитников потеряли возможность контролировать соблюдение прав заключенных в регионах страны.
Из ОНК исключили местных активистов, чья деятельность по выявлению нарушений перестала устраивать Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН).
Например, в состав ОНК по республике Коми не попали Эрнест Мезак (много работал по делу Геннадия Афанасьева) и Игорь Сажин, в чувашскую - Алексей Глухов, в нижегородскую - Игорь Каляпин (объект персональных пиар-атак руководства Чеченской республики), в мордовскую - Сергей Марьин, в ростовскую - Юрий Блохин. В состав свердловской комиссии не прошли Вячеслав Башков, Ольга Дианова, Лариса Захарова, Сергей Кириллов, Дмитрий Рожин, Алексей Соколов, в состав челябинской - Дина Латыпова, Валерия Приходкина, Оксана Труфанова, Николай и Татьяна Щур (помогали Олегу Сенцову во время пересылки, сейчас занимаются Александром Кольченко), в состав иркутской - Наталья и Святослав Хроменковы. Журналистка The New Times и "Открытой России" Зоя Светова, которая выявила 2 октября в Лефортово противоправно арестованного журналиста Укринформа Романа Сущенко, на этот раз выдвигалась в мордовскую ОНК, однако не была включена в ее состав.
С другой стороны, в состав московской ОНК вошел бывший начальник столичного СИЗО-2 "Бутырка" Дмитрий Комнов, фигурант списка Магнитского, сообщают "Грани. ру". Председатель московской ОНК прошлого созыва, лидер "Офицеров России" Антон Цветков, который недавно организовал погром выставки в "Центре Братьев Люмьер" в Москве, теперь стал членом подмосковной комиссии.
Редкие исключения из правила - новыми членами ОНК стали юристы московского отделения Комитета по предотвращению пыток Анастасия Гарина и Дмитрий Пискунов, а в подмосковную ОНК вошел функционер "Яблока" Валерий Борщев.
По словам секретаря Общественной палаты России Александра Бречалова, процесс формирования общественно-наблюдательных комиссий "был максимально открытым".
Ряд правозащитников уже заявили о своем намерении обратиться в суд, чтобы оспорить его итоги. Они говорят, что теперь возможности контроля за ситуацией в колониях и СИЗО еще больше сократятся, отмечает Радио Свобода.