Новости и события » Происшествия » Новая полиция проигрывает борьбу с преступностью

Новая полиция проигрывает борьбу с преступностью

Уже началась настоящая конкуренция между правоохранительными органами - кто будет проверять электронные декларации. Кроме Антикоррупционного бюро к Агентству по противодействию коррупции уже хочет присоединиться Генпрокуратура.

Вполне возможно интерес проявит и МВД, там редко упускают темы, на которых легко производить громкие новости. Впрочем, от одной из таких тем пришлось отказаться.

Несколько часов назад появились новости об отмене официальных торжеств по случаю первой годовщины деятельности полиции. Сначала анонсировали масштабное мероприятие на Софийской площади в Киеве, теперь без объяснения причин отказались от него. Возможно, просто праздновать нечего. Да и недовольных реформой полиции на площади могло бы оказаться намного больше, чем тех, кто хвалил бы министра и полицейских чинов.

С какими успехами подошли к первой годовщине - Елена Митясова анализировала.

Грабежи, разбойные нападения, стрельба на улицах новостные ленты пестрят заголовками. Эксперты, политики, да и сами полицейские говорят: криминал распоясался - за последние годы количество преступлений выросло в разы, и чем обернется дорога домой с работы - сегодня не знает никто из украинцев.

Вслед за новыми патрульными с модельной внешностью, голливудской улыбкой и костюмчиком точь-в-точь, как у американских копов, дали старт и новой полиции. Вместо коррумпированных и неэффективных милиционеров должны были появиться совсем другие люди.

"Одно дело, одев форму где-то там ощутить себя очень бравым и сильным перед собственным изображением в зеркале, а другое дело выйти ночью на тропу, когда перед тобой будет стоять до зубов вооруженный преступник", - говорит Сергей Шабовта, президент украинской ассоциации профессионалов безопасности.

Вместо победных отчетов как снег на голову посыпались жалобы. Реформаторы оправдываются, мол, реформа буксует по причинам, от них не зависящим. Недостаточное финансирование, внезапная вольница преступников, освободившихся по закону Савченко. Да еще и конфликт на Донбассе масла в огонь подливает.

"Люди обращаются в полицию и не видят результата. Они даже не получают ответа на свое заявление и обращение ответа нет, а сколько граждан уже не реагируют и не обращаются, потому что говорят что то бесполезно", - говорит Анатолий Фесун, экс-сотрудник УБОПА, полковник милиции в отставке.

За это время даже патрульные успели подмочить свою репутацию. Подготовка у них, мягко говоря, слабая. И выходит одни так плохо обучены, что сами нуждаются в защите. А другие ведут себя так агрессивно, что защищаться приходится от них.

В интернете на "реформированную" полицию гигабайты компромата. Как вам такое наказание водителя целым отделом' Один бьет лежачего дубинкой, а другие смотрят. Но если с простыми гражданами правоохранители эмоций не сдерживают.

То с мажорами более деликатны. На нарушения закрывают глаза и просто отпускают.

"Мажорам в Николаеве можно делать все, что угодно, да' Тип с плеткой стреляет в другого типа, садится в свой Мерседес и уезжает на своей машине. - Да, да. - Как это так'".

В той же Николаевской области проблемы с полицией выросли до масштабов "второй Врадиевки". Сотрудники райотдела в Кривом Озере зверски избили закованного в наручники местного жителя, а после этого - хладнокровно застрелили. Трагедия в Кривом Озере вызвала переполох в рядах высшего руководства правоохранительных органов, а люди штурмом взяли райотдел.

И, несмотря на всеукраинский резонанс - приговора полицейским-убийцам до сих пор нет. А двое из обвиняемых на днях купили себе свободу - вышли под залог.

"Тойота Приус патрульной полиции выезжали из Свято-Николаевской улице, где мы находимся на это перекресток. Автомобиль Ланос также выехал для переезда главной дороги".

Историю с Сергеем нарочно не придумаешь. Он бывший сотрудник ГАИ 15 лет проработал в Борисполе. Несколько месяцев назад снял на телефон ДТП, спровоцированное патрульным авто. Выложил в интернет. А дальше как в боевике. Полицейские затаили злобу. Позже, заметив его у магазина, остановили, силой привезли в райотдел. Мол, пьяный был.

"Полицейский набросился сзади на меня, задавив шеи, повалили меня на пол, пока я не потерял сознание", - говорит Сергей Почепец, бывший работник ГАИ.

Из райотдела его увезла скорая. Сотрясение мозга, травма позвоночника. В больнице Сергей провел больше двух недель. Прокуратура возбудила уголовное дело, но службу горе-правоохранители несут до сих пор. И сколько еще таких историй! За 9 месяцев - и это официальные данные Нацполиции - против копов открыта почти тысяча производств.

Их работа и опасна, и трудна и скрыта от посторонних глаз. Участковые, следователи - такие сотрудники и раньше были в дефиците, а сейчас после аттестации с ними и вовсе беда, говорят эксперты.

"Ситуация дошла до того, что на столе практически каждого рядового следователя, в каждом райотделе от 150 до 250 дел лежит. Мы прекрасно понимаем, что это не под силу", - говорит Сергей Шабовта, президент Украинской ассоциации профессионалов безопасности.

"Раскрываемость по квартирным кражам по некоторым регионам, Киевской области ниже 5%, то есть о чем мы можем говорить вообще' Где взять людей, которые спецы именно в этой деятельности", - говорит Владимир Бурчак, юрист общественной организации "Дорожный контроль".

Дефицит правоохранителей - около двадцати тысяч человек. Это порядка пятнадцати процентов.

"Пару месяцев назад мы с женой возвращались как обычно, как с вами сейчас подымаемся к квартире жена вставила ключ в замок и вытащила его вместе с замком".

Дальше приезд полиции и - полное разочарование, говорит Михаил:

"Когда они увидели, что замок сломан должна была приехать следственно-оперативная группа, полиция должна была охранять, потому что злоумышленник мог быть в квартире, но полиция не осталась со мной, она спустилась вниз. И ждала уже следственно-оперативную группу под подъездом", - говорит Михаил, пострадавший.

Из квартиры Михаила воры унесли деньги, ювелирные украшения. Спустя два месяца следствие не продвинулось ни на шаг. Более того дело, говорит пострадавший, передают уже третьему по счету следователю.

Преступники держат в страхе жителей этого городка. Убийства, грабежи, воровство здесь в Купянске, под Харьковом происходят чуть ли не каждый день. Люди уже не выдерживают идут в райотдел на разговор с начальником полиции. Но озвученная им статистика просто шокирует.

"Ликвидирован линейный отдел, ликвидировано отделение на Ковшаровке, где населенный пункт 20 тысяч. Раньше работали 50 милиционеров там. А сейчас работает 2 милиционера. Нет набора", - говорит Александр Долженко, начальник Купянской полиции.

И такая ситуация не только в регионах. Даже самые громкие преступления, о которых говорят и политики, и международные организации, такие, как убийство журналистов Павла Шеремета и Олеся Бузины, остаются нераскрытыми. Что уж и говорить о преступлениях против обычных людей.

"Для того, чтобы вырастить сотрудника хорошего оперативного следственного надо 5 лет. А сейчас что все прошли одну подготовку вместе пришли, все вместе одели мундиры и вышли. Они не имеют опроса ни профессионального, ни жизненного. Нет школы, нет скелета полиции", - говорит Анатолий Фесун, бывший сотрудник УБОПА, полковник милиции в отставке.

Список из тысячи бед украинской нацполиции пополнила еще одна. С руководящими должностями стало совсем худо. Как пример - Черкасская область. Активисты захватили здесь здание областной полиции. Новоназначенному начальнику сначала пришлось скрываться от недовольных его кандидатурой, а потом и вовсе ретироваться.

Его репутация настолько подмочена за годы службы в старой милиции, что одно появление на публике детонирует общественный протест. Эксперты предупреждают если второй год реформы будет таким же, как первый, начальникам из высоких кабинетов на местах придется прятаться от активистов уже в столице.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх