Доминирования представителя президента в парламенте нет
Влащенко: У нас в гостях народный депутат Украины, член "Оппозиционного блока" Юрий Мирошниченко. Здравствуйте, Юрий. Депутатом скольких созывов вы были' Мирошниченко: Это уже четвертый созыв, но два из них были досрочные.
- Четыре созыва - это достаточно много. Вы были представителем президента в ВР. Что это за обязанности' Это человек - связной между президентом и парламентом'
- Я бы сказал, между институтом президента, потому что президент - это не просто некое лицо. Это свыше 300 человек, которые работают, обеспечивая тот весь перечень полномочий, которые есть у президента, обязанностей, которые возложены на президента, и, учитывая, что парламент является единственным законодательным органом, а президент, де-факто, лидер нации, то он инициирует слишком много изменений. Мы представляем законопроекты президента, объясняем вето, наложенные президентом, мы осуществляем, как посредники, коммуникации между лидерами фракций и президентом, когда совещания готовятся, когда формируются определенные стратегические инициативы. Мы в публичной плоскости освещаем официальную позицию президента, участвуем во внутренне-парламентских процессах. В частности, у меня много времени уходило на совещания, которые были у спикера. Доминирования представителя президента в парламенте нет. В основном это профессионалы, которых привлекают.
- Как происходило ваше общение с президентом'
- Если это формат общих собраний - то периодически было. Что касается моего персонального общения - оно было в момент моего назначения. Больше мы с ним лично не общались. Это было собеседование, минут 40, где мне было предложено, официально.
- Он вам объяснял, почему именно вам предлагает'
- Меня рекомендовал Сергей Левочкин.
- А почему он вас рекомендовал' У вас были хорошие отношения до этого'
- Я не могу сказать, что мы были очень близки. Я просто выполнял свою работу, не думаю, что я был идеальный или лучший. Но мне доверили, и это для меня честь.
- О чем просил вас Янукович в эти сорок минут беседы'
- Ни о чем не просил. Просто сказал: "Я тебя знаю, я за тобой наблюдаю уже долгое время и считаю, что ты эту работу будешь хорошо выполнять". А дальше, как ни странно, мы говорили о ценностях. Мы говорили о том, что меня волнует, и он мне давал советы. Например, он мне сказал, что никогда не надо оправдываться - в политике всегда надо быть убедительным.
- А вам нравился Янукович, по-человечески'
- Я к нему отношусь с пониманием. Я не настолько близко его знаю. Я не был человеком его круга. Для меня это тоже важная беседа была - она для меня была решающей, смогу ли я работать. Для меня было важно, чтобы я делал то, во что я верю, и он мне дал такую уверенность, что мы хотим сделать изменения в стране. Мы хотим сделать ее действительно европейской страной.
- На ключевых местах должны были быть люди, которые были людьми Левочкина. Его человеком стала Дарья Чепак, вы и много других людей.
- Разве можно было Дарье Чепак быть марионеткой в руках кого-то' Или если бы мне сказали, что мне надо делать то, во что я не верю, то я бы не согласился. Ум не только Левочкина, а и Януковича состоял в том, что он давал человеку возможность самореализоваться. И я никогда не был тем, кому заткнули рот. И я очень часто говорил на эфирах не то, что было в голове наших руководителей. Я говорил то, во что я верил. Ни Янукович, ни Левочкин мне никогда рот не закрывали. Мне кажется, что Левочкин принимает тех людей, которые способны усилить его команду.
- То есть он вам нравится'
- Да. Я с уважением отношусь к нему и готов работать с ним в одной команде. Я считаю, это человек прогрессивный, проевропейский и для страны очень полезный. И который делал и делает немало для страны.
- Сейчас все конфликты внутри "Оппозиционного блока" улажены между Левочкиным и Колесниковым'
- Я не могу сейчас говорить о каком-то личном конфликте. Если бы на самом деле у них был какой-то личный конфликт, то было бы невозможно сотрудничать. Они разные с точки зрения методов и культуры коммуникаций. Стиль Сергея Владимировича более взвешенный, более гибкий. А Колесников - человек прямой, иногда эмоциональный.
- В чем была причина конфликта'
- Я не настолько близок... я не являюсь членом "Оппозиционного блока" как партии и не настолько погружен в процессы, чтобы я мог комментировать отношения Левочкина и Колесникова. Мало того, считаю это неэтичным.
- При всех президентах существует окружение, которое зарабатывает дивиденды на этой близости. Обращались ли к вам когда-нибудь с вопросами о встрече, о решении бизнес-вопросов'
- Обращались. Но, как вы заметили, я лично сам общался с президентом, без общего круга, один раз. Мое направление, мое видение своего места в команде заключалась в том, чтобы добросовестно представлять официальную позицию президента как института.
- Кто писал график президента'
- Я не знаю. Это делала АП, бесспорно, но кто персонально это делал, я не могу говорить. Я не думаю, чтобы глава АП писал расписание.
- А за те годы, что вы работали представителем президента, обращались к вам с просьбами'
- Конечно. В том числе и в отношении бизнеса, и о лоббировании, и в отношении захода в кабинет.
- А какую пользу вы получили от этого'
- Я никогда этого не делал. Я не был инсталлирован в близкий круг. Близкий круг президента, и не только Януковича, - это не те люди, которые работают в его администрации или занимают, формально, какие-то должности. Близкий круг президента - это те люди, которые принимают участие в принятии им решений, или готовят их, или те, которые ему советуют. Близкий круг на момент, когда формировалась администрация, это была администрация, представители партийного круга. Затем этот круг немного начал меняться. На момент конца 13-го года этот круг был уже коренным образом изменен. Инсталлироваться в тот круг можно было, и такая возможность у меня была. Но я не хотел этого. Я не разделял методы, средства и цели, которые делались.
- Почему вы не подали в отставку'
- У меня была работа, и я считал, что если я уйду - ослабится команда.
- Кто были самые влиятельные люди в окружении Януковича'
- Были люди, которые влияли на президента с тем, чтобы он больше уделял внимания деловым вопросам. Были те, кто уделял больше внимания радикальному укреплению власти президента. Но были и те, кто хотел, чтобы Украина двигалась в Европу. Я принадлежал к этому кругу, и мы пытались делать немало. И, кстати, Левочкин тоже принадлежал к этому кругу.
- Кто был его главным советником в бизнес-вопросах'
- Не знаю. Я не хочу называть фамилий, к которым я не был причастен. Я знаю, что такие воздействия были. Я не являюсь первоисточником информации. Если бы я был в этом кругу или был свидетелем этих воздействий, я бы сейчас называл те фамилии.
- Вы вышли из Партии регионов в 2014-м году и вступили в партию "Развития Украины" Левочкина, Ларина и т. д. Считаете ли вы их сегодня своими политическими партнерами'
- Да, я считаю их своими политическими партнерами. Я вышел из Партии регионов одним из последних. Я был представителем президента и сложил полномочия перед временно исполняющим обязанности президента. Я добросовестно выполнял свою работу на своем месте. Когда был назначен уже новый исполняющий обязанности, я сложил полномочия.
- А вы знаете, что Сергею Владимировичу приписывают, что он главный архитектор Майдана' Что он фактически спровоцировал эти события, и причиной этого был его конфликт с Захарченко'
- Я слышал об этом. Но я точно могу сказать, что мой опыт общения и с Левочкиным, и с людьми, которые работали в команде Левочкина (Акимова, Чепак, Ставнийчук, Павленко) - это были люди, которые действительно имели проевропейские ценности. Никто из нас не остался бы там ни одного дня, если бы президент Янукович заявил о том, что он не видит приоритетом европейский вектор. Собственно, Левочкин тогда и подал в отставку.
- Говорят, что Левочкин подал в отставку после того, как он спровоцировал избиение студентов на Майдане.
- Я не думаю, что Левочкин мог провоцировать драки. Я глубоко в этом сомневаюсь. Он не такой человек. Он человек, у которого есть ценности. Он умный, гибкий, и кое-кто его пытается демонизировать как раз за то, что не могут его просчитать, не могут его контролировать и, соответственно, опасаются. Но сказать, что Левочкин готов положить на служение своим амбициям жизни, здоровье людей или судьбу страны - я этого не приемлю абсолютно.
- А вы знаете, что произошло той ночью в Сочи, когда Янукович приехал с другим мнением' Ведь он его изменил за одну ночь.
- Не знаю. Возможно, так это и произошло. Но когда он выезжал на саммит по соглашению, мы были уверены, что соглашение об ассоциации будет подписано. Для нас это был огромный удар. Мы понимали предостережения, мы понимали, что Россией поставлен ультиматум, что будут перекрыты все наши экспортные поставки. Но мы были уверены, что соглашение будет подписано. Мы были удивлены. Вся ночь прошла в переговорах, никто не спал, и, насколько мне известно, Янукович просил у европейцев, чтобы они или компенсировали наши потери от потерь, если Россия перекроет экспорт наш, или хотя бы дали определенные квоты на экспорт.
- До какого года вы занимались бизнесом'
- С 1993 года по 2006 год, пока не вошел в парламент. Это была моя частная практика.
- Вы не занимаетесь бизнесом уже десять лет и живете на зарплату. Медиа писали, что вы купили дом в Калифорнии, что ваша семья там живет. На какие деньги это все'
- Дома в США, в отличие от Украины, покупаются в кредит. И вносится только какая-то часть. Я не брал кредит и не комментирую это. Что касается моей матери и моей семьи - они имеют право это делать. Я не хочу обсуждать мою семью, в силу определенных обстоятельств. Учитывая то, что пережили мои близкие за 2014-2015 годы и какие процессы произошли в моей семье, я действительно не хочу об этом говорить.
- Мне говорили, что вы летаете в Москву через Минск. Насколько это соответствует действительности'
- Последний раз, когда я летал в Москву, я летал напрямую. Самолеты еще летали. Это было участие в телевизионных программах.
- Вы живете только на зарплату депутата или вы живете еще на какие-то доходы'
- Я лично живу на зарплату. Все, что я получаю, я декларирую.
- Зачем вы снова пошли в политику' Что заставило вас вернуться в то место, которое доставило вам столько неприятностей'
- И доставляет. Я, все же, хочу изменить страну. Для меня это не бизнес - это определенная миссия, которая на меня возложена Богом. Меня держит в политике чувство ответственности, и сегодня я имею определенный опыт. Если такие, как я, просто встанут и уйдут, то те люди, которые надеются на эту страну, которые хотят, чтобы их дети здесь остались - у них не будет на кого надеяться.
- Если вы политик, то тогда вы должны быть готовы объяснить обществу, как вы обслуживаете свои недешевые машины.
- Я просто не пользуюсь этими машинами так, как ими пользовался когда-то. Они стоят, и я пользуюсь другой машиной сейчас. К сожалению, я не могу себе позволить сейчас то, что я позволял раньше.
- Спасибо, Юрий.