Юрист: отказ России от Римского статута не освободит ее от ответственности
"Международный уголовный суд будет руководствоваться принципом территориальности".
Доцент кафедры международного права КНУ им. Шевченко Антон Кориневич считает, что распоряжение президента России об отказе ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда не снимет ответственность с граждан РФ за совершение преступлений на территории Украины.
Об этом он сказал на круглом столе в Институте Горшенина.
"С точки зрения международного права - это ничто. Потому что Россия не была участником Римского статута, у нее не было никаких обязательств по нему. И она только подтвердила, что она не хочет получать членство в этой организации. Но на возможность привлечения российских граждан к уголовной ответственности в МУС это не влияет. Почему? Это не влияет тогда, когда они совершили преступления на территории Украины. МУС будет руководствоваться принципом территориальности", - сказал он.
При этом Кориневич пояснил, что хотя Украина также не ратифицировала Римский статут, юрисдикция МУС на нее распространяется.
"Украина не будучи участницей Римского статута, признала юрисдикцию Международного уголовного суда как юридически обязательную для себя. Украина подала два заявления о признании юрисдикции МУС. Одна касается ситуации на Евромайдане с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. А второе касается ситуации на всей территории страны, начиная с 20 февраля 2014 года без финальной даты. Это второй случай в истории МУС, когда государство оставило заявление без финальной даты. Первым был случай Палестины. Да, мы Римский статут не ратифицировали, но все решения должны выполнять. По сути, это очень-очень похоже на ратификацию", - сказал он.
При этом Кориневич подчеркнул, что согласно отчету прокурора МУС, граждане России не освобождаются от ответственности и за преступления, совершенные на территории Крыма.
"Международное право допускает наличие международного вооруженного конфликта без применения вооруженных сил, если это случай оккупации. Мы читали в российской прессе определенные заявления, что там [в Крыму] не было войны, как это может быть вооруженный конфликт? Может быть! Статья 2 всех четырех женевских конвенций. Что дает это Украине. Первое - утверждение на международном уровне, что Крым - это Украина. Состояние оккупации в международном праве означает, что правовой титул суверенитета территории никуда не переходит. Сувереном остается Украина. Но так произошло, что есть государство-оккупант, которое эту территорию временно оккупирует. Второй важный момент - МУС будет смотреть, совершали ли органы оккупационной власти преступления против человечества или военные преступления на территории АР Крым. Таким образом, это очень позитивная вещь", - заявил он.