Возвращение Ирана на нефтяные рынки – проблема для России
Ядерная сделка, заключенная между Ираном и Западом, постепенно введет на мировой энергетический рынок нового крупного игрока.
Нефтяная инфраструктура Ирана на десятилетия отстает от других нефтяных держав, таких как Россия, Саудовская Аравия и США, но благодаря потенциалу его ресурсной базы (считается, что иранские резервы больше, чем у каждого из трех упомянутых выше энергетических гигантов), некоторые фирмы горят желанием это изменить.
Сара Вакшури, бывший советник National Iranian Oil Company, сказала, что Ирану понадобится довольно значительная помощь извне, чтобы достичь стоящей перед ним цели - вырабатывать 5 млн баррелей в день к 2020 году. "Для достижения этой цели Ирану потребуется 70 млрд долларов инвестиций в его нефтяные и газовые месторождения", - указала Вакшури, которая ныне является президентом SVB Energy International, в записке, распространенной во вторник.
Если данная оценка верна, то Ирану потребуется так много денег и времени для совершенствования инфраструктуры, что это может подорвать критические аргументы противников сделки, в числе которых Израиль и Саудовская Аравия. По их словам, после отмены санкций Иран быстро получит миллиарды долларов, которые передаст своим союзникам, вроде сирийского диктатора Башара Асада, или марионеткам, вроде "Хизбаллы".
Эмма Эшфорд, эксперт по энергетике из Института Катона, в состоявшемся во вторник разговоре с журналистом Foreign Policy отметила, что Иран "увеличит свою рыночную долю. Благодаря этому цены будут оставаться низкими для всех".
Это может повлечь за собой важные геополитические последствия. У России, экономика которой, изнемогающая под тяжестью западных санкций, сильно зависит от энергетики, теперь может появиться новый региональный соперник.
"Это не слишком хорошо для Москвы, - полагает Эшфорд. - Рубль падает даже сегодня утром, так как люди предполагают, что из-за происходящего доходы России уменьшатся".
Вакшури отметила, что это ставит президента России Владимира Путина перед трудным выбором: сотрудничать или пострадать. "Если геополитическая напряженность на Ближнем Востоке не приведет к перебоям поставок, то рынку и производителям нефти - главным образом, ОПЕК и России - придется либо согласиться на урезание объемов производства, либо&8230; начать ценовую войну", - уверена эксперт.