Может ли высокопоставленный чиновник одновременно быть ученым?
Президент России Владимир Путин пригрозил уволить госслужащих, которые вопреки его рекомендации избрались в члены РАН. Русская служба Би-би-си попросила экспертов прокомментировать резкие высказывания главы государства.
Накануне на заседании Совета по науке и образованию Путин отметил, что высокопоставленные чиновники должны уделять много времени и сил своим непосредственным обязанностям, поэтому при добросовестной работе у них фактически не должно оставаться времени на научную деятельность.
Управление делами президента России пообещало принять "необходимые кадровые решения" после возмущенных реплик президента.
В то же время, как сообщил в четверг глава РАН Владимир Фортов, ни один из госслужащих, ставших членами Российской академии наук, пока не обратился с просьбой отменить свое членство.
Ученые, опрошенные bbcrussian.com, по-разному отнеслись к словам президента о невозможности совмещения научной и управленческой работы.
Виктор Вахштайн, кандидат социологических наук
Этот вопрос имеет лишь косвенное отношение к тому, можно ли быть одновременно ученым и чиновником. В данном случае все сводится к тому, что были проигнорированы прямые письменные рекомендации президента.
Нужно четко разделить этот вопрос на две части: можно ли быть одновременно чиновником и членом-корреспондентом Академии наук или чиновником и ученым. Дело в том, что в России члены-корреспонденты Академии наук - это не ученые. Это либо бывшие ученые, которые таким образом сделали почетную карьеру и дослужились до почетной пенсии, либо люди, которые в принципе никогда учеными не были, но тем не менее, тоже сделали такого рода карьеру. Поэтому в нынешнем виде это звание не имеет никакого отношения к Академии наук, кроме административного.
Если отвечать на ключевой вопрос: можно ли быть ученым и чиновником, то ответ: да, конечно, можно. Например, один из инициаторов создания Российской Академии наук Готфрид Вильгельм Лейбниц был ученым, чиновником и еще и шпионом. В случае с моей дисциплиной[ социологией - Би-би-си ] практически каждый второй классик успешно совмещал эти два вида деятельности. Ведь период ее формирования пришелся на время Первой мировой войны, когда было почти невозможно различить административную и идеологическую функцию научных исследований. Например, Макс Вебер был одним из лидеров фракции в немецком парламенте, а Эмиль Дюркгейм работал в министерстве пропаганды.
Высказывания Путина касаются другой проблемы. Представьте себе, как это выглядит с точки зрения нынешней российской системы принятия решений: прямое письменное распоряжение президента проигнорировано чиновниками. Я до сих пор не могу понять, как это произошло: видимо, сама возможность стать членом-корреспондентом Академии наук настолько привлекательна или же люди вовремя не поняли, что означает такой шаг.
Путин говорил о перфекционизме и нехватке времени, но ведь часть чиновников, о которых шла речь, работают в министерстве образования и науки. Получается, что если они хорошо работают, то у них не остается времени на науку? Поэтому, по-моему, фраза о том, что нельзя быть одновременно ученым и чиновником, абсолютно лишена оснований.
Дмитрий Андреев, политолог, кандидат исторических наук
И наука, и госуправление требуют полной самоотдачи, и невозможно успевать и то и другое в рамках рабочего дня. Откуда проистекает эта проблема, предельно ясно. Наши чиновники просто хотят одновременно усидеть на нескольких стульях из соображений безопасности. Пока солнце для них ярко светит, они находятся на госдолжности, а как только что-то случается, то они, используя свою высокую академическую квалификацию, перемещаются на какое-нибудь другое теплое место, где условия попроще.
Высказывания Путина - это очень важный шаг для дальнейшей профессионализации нашего чиновничества и определенная метка нашему научному сообществу: оно должно понимать, кого оно инкорпорирует в свои ряды.
Серьезный ученый должен периодически публиковать научные статьи, участвовать в научных мероприятиях, то есть постоянно пребывать внутри научной проблемы, а руководящая работа в госорганах - это совершенно другой вид деятельности. Поэтому научный рост высоких чиновников вызывает у меня большие вопросы. Скорее всего, либо они просто перекладывают административные функции на своих заместителей, а сами занимаются наукой, либо наоборот - передоверяют научную работу своим замам. Но совмещать одно и другое - это просто физически невозможно для одного человека.
Подобные факты совмещения науки и политики имели место в Болгарии, в Сербии, то есть в тех странах, где чиновник чувствует себя неустойчиво, а он чувствует себя неустойчиво в любом переходном обществе. Но, в конце концов, профессионализм чиновника в том и заключается, чтобы постоянно быть готовым к любым рискам и работать с максимальной отдачей.
Андрей Ростовцев, ученый-физик, сооснователь сообщества "Диссернет"
Занятие наукой предполагают полное погружение и отдачу, поэтому нельзя не согласиться с тем, что сказал Путин. Мы уже видели много фальсификаций со стороны чиновников, это просто еще одно проявление коррупции.
В других развитых странах такие примеры практически исключены. Есть случаи, когда ученые становились политиками, но при этом они переставали заниматься наукой.
Член-корреспондент РАН - это высокое звание и первый шаг на пути к посту академика, оно дается за выдающиеся заслуги, и далеко не каждый доктор наук может его удостоиться. Нельзя одновременно успешно выполнять административные функции и защищать докторскую диссертацию и баллотироваться в члены-корреспонденты, а уж тем более в академики, так не бывает.