«Прикосновенный» Новинский. Мнение депутатов
Журналисты IP News поинтересовались у народных избранников: к чему приведет лишение неприкосновенности депутата Вадима Новинского, а также чего стоит ждать от генпрокурора Юрия Луценко в будущем.
228 депутатов Парламента нажали зеленые кнопки и тем самым лишили депутатской неприкосновенности «православного олигарха», депутата от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского. При этом впервые за долгое время Парламент проигнорировал вывод профильного регламентного комитета. Напомним, его члены так и не нашли достаточных доказательств вины Новинского в представлении Луценко.
Между тем, 228 голосов - это уверенное решение депутатов из «БПП», «Народного фронта», «РПЛ», Самопомощи и внефракционных избранников. «Оппозиционный блок» в полном составе нажал кнопку «против». Представители депутатской группы «Возрождение» и вовсе прогуляли голосование о привлечении Вадима Новинского к уголовной ответственности.
Впрочем, те, кто голосовал, делали это без страха и зазрения совести. Многие из них давно уже говорят о том, что пора отменить депутатскую неприкосновенность. Так и к народу ближе, и за все уголовные преступления ответить можно скорее.
Все надеялись, что решение не пройдет
Так, внефракционный свободовец Олег Осуховский считает, что в современной Украине депутаты, судьи и даже Президент должны быть «прикосновенными».
«Если бы депутаты были прикосновенными, как и каждый украинец, то у нас бы не было такого шоу, как накануне с Новинским. Для нас очень положительно, что это решение прошло, поскольку и сам Новинский и в целом «Оппозиционный блок» очень надеялись, что решение не пройдет. Но 228 депутатов проголосовали. И сейчас Генеральная прокуратура должна доработать свои обвинения. Возможно, Вадим Новинский пойдет еще и по другим эпизодам», - ометил Олег Осуховский.
Процедура ради процедуры
Тем временем и сам обвиняемый, и его коллеги по фракции утверждают - лишение депутатской неприкосновенности это следствие расправы над оппозицией, политическая инквизиция и пиар коалиции в одном флаконе. В кулуарах Парламента оппозиционный Нестор Шуфрич эмоционально заявил, что лишение неприкосновенности Новинского нельзя сравнивать с похожими эпизодами Онищенко и Мосийчука.
«Впервые в истории украинского парламента, после негативной оценки регламентного комитета этот вопрос был внесен в зал. При этом все выступающие, которые требовали голосовать за снятие неприкосновенности (депутата Вадима Новинского, - ред.) обвиняли Новинского в чем угодно, только не в сути представления генерального прокурора Украины. Что это было? Это была расправа. Все понимали, что это представление было не обоснованным. Но надо было снять иммунитет ради снятия иммунитета. И только потому, что это представитель оппозиции», - подчеркнул Нестор Шуфрич.
Дело Новинского не должно быть политическим
Впрочем, снятие неприкосновенности с Новинского еще не означает стопроцентного привлечения нардепа к уголовной ответственности. Об этом уже поговаривают в кулуарах Парламента.
«Я верю в то, что Новинский будет защищать себя в суде. У него достаточно денег, чтобы нанять лучших юристов. Я верю в то, что наш несломленный, честный украинский суд будет на нашей стороне. Мне бы хотелось настоящего права, а не денег. И я считаю, что это дело не должно быть заполитизированным. Если человек виновен, но он должен отвечать. Причем отвечать по закону. Но стоит отметить, что кроме церковных дел, к господину Новинскому есть много вопросов по рейдерству и в целом по финансово-хозяйственной деятельности его предприятий», - комментирует приобретенную «прикосновенность» Новинского представитель фракции «БПП» Борислав Розенблат. Он, как и 102 коллеги по фракции, поддержал инициативу генпрокурора.
Новинский как лакмус
Впрочем, исход дела Новинского целиком зависит от воли генерального прокурора Юрия Луценко. Качественная подготовка к судебному процессу может обеспечить победу прокуратуры в этом деле. На кону слишком многое, считает нардеп от «Народного фронта» Юрий Береза.
«Во время процесса назначения генерального прокурора Юрия Луценко я неоднократно заявлял, что если у него нет политической воли, нет человеческого желания стать генеральным прокурором, который наладит системную роботу Генеральной прокуратуры, то пускай он и не соглашается на эту должность. Для Луценка Новинский - это лакмусовая бумага. Если сейчас, после всего того, что произошло в сессионном зале, после того как общество возмутилось он в конечном результате проиграет, то ему придется уйти», - заявил Юрий Береза.
Кто следующий?
Пока Юрий Луценко выстраивает концепцию обвинения, а Новинский - защиты, народные избранники уже задумываются, кто станет следующим «прикосновенным» депутатом. Ведь генпрокурор неоднократно заявлял, что под куполом Верховной Рады кроется не один преступник. И на всех них уже готовятся новые представления. И хотя точные имена еще не известны, определенные наметки у слуг народа уже есть.
«Генеральный прокурор дал очень четкую наводку - намекнул на Бойко. Но посмотрим, как дальше будет развиваться ситуация. Опять-таки, украинцы могут зайти в интернет или почитать газету и однозначно они там должны увидеть, кто на самом деле вчера голосовал за снятие с Новинского неприкосновенности, а кто не пришел в зал, или кто вытянул карточку в этот момент (голосования, - ред.). Однозначно - это позор. Поэтому те, кто совершал преступления во время режима Януковича - все они должны ответить», - считает народный депутат Олег Осуховский.
Такого развития ситуации не исключают и в «Народном фронте». Глава фракции Максим Бурбак уверен - все лежит на поверхности.
«Да вы посмотрите! Там же полфракции таких (имеет в виду «Оппозиционный блок», - ред), которые были в прошлом созыве - Сергей Левочкин, Юрий Бойко. Их очень много. И обо всех говорили уже. И о вышках Бойко, и об участии в избиении студентов. Именно это сейчас нужно доказывать! Потому что сейчас общество требует, чтобы преступники, которые принимали участие в преступлениях против Майдана, против своей нации должны быть привлечены к ответственности», - считает Максим Бурбак.
При этом важно, чтобы все заявления Луценко действительно превратились в уголовные производства, настаивает представитель депутатской фракции «Самопомощь», глава комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев: «Я хочу видеть от генерального прокурора не слова, а уголовные дела».