Эксклюзив: все о выставке "Иду и возвращаюсь"
До 15 января в Национальном художественном музее проходит уникальная выставка - избранные работы из коллекции "Градобанка". Это семьдесят работ современного украинского искусства - от 1980 до 1995 годов, от Александра Ройтбурда до забытых имен. О том, чем уникальна выставка "Ухожу и возвращаюсь", Vogue.ua рассказали ее куратор Оксана Баршинова и генеральный директор музея Юлия Литвинец.
"Ухожу и возвращаюсь" - так символично называется новая выставка. Это часть коллекции, которую музей получил от "Градобанка". История эта длинна, полна бюрократических заморочек и почти детективных подробностей, но коротко суть ее выглядит следующим образом. Коллекция уникальной художественной ценности была собрана специалистами банка с 1991 по 1994 годы. В ней - работы Пикассо, Дали, Кандинского, а также редкие произведения современного украинского искусства. В 1996 году под залог этой коллекции банк взял кредит в Нацбанке; в 1996 году он был обьявлен банкротом, а Нацбанк принял решение о передаче коллекции в собственность государства. В 2007 году судебное решение предписало передать коллекцию Национальному художественному музею, и только спустя несколько лет, в сентябре 2016 года, команда НХМУ наконец получила к ней физический доступ.
"На подготовку выставки у нас было всего два месяца, большую часть которых заняли реставрационные работы, чистка картин от пыли, осмотр состояния сохранности", - почти в один голос говорят директор музея Юлия Литвинец и куратор выставки Оксана Баршинова.
Какие работы вы успели провести?
За такой короткий период - почти никаких. А те, что провели, касаются в основном "забытых" имен украинского искусства. Что это значит? Во время подготовки мы обнаружили работы художников, которые, видимо, были очень популярны в начале 90-х годов, и поэтому Эдуард Дымшиц, эксперт "Градобанка", приобретал их для коллекции, но потом их имена были совершенно забыты. Вот, например, художник Михаил Крельман и его работа "Шахматный спор" 1992 года. Мы не могли не включить ее в нашу выставку, потому что она очень интересна и дает совсем иное представление об искусстве той эпохи. Известно, что Крельман, популярный в 1990-е годы, сейчас живет в Израиле, занимается духовными практиками и отошел от искусства. Есть целый пласт забытых имен! Мы, работали фактически как детективы, разыскивая дополнительную информацию у коллег и знакомых художника.
В чем главная ценность коллекции, которая принадлежала "Градобанку"?
Дело в том, что современное украинское искусство очень слабо представлено где-либо, помимо Киева: все распорошено по одиноким музеям, которые, в свою очередь, имеют очень случайные и обрывочные коллекции, и чтобы составить полное мнение об эпохе, нужно провести серьезную исследовательскую работу. Эта коллекция дает возможность увидеть вещи, которые давно выпали из нашего внимания. Благодаря ей целый период украинского искусства возвращается к нам.
На первой выставке представлено 70 картин. Это только часть современного украинского искусства, которое собрали Дымшиц и "Градобанк"?
Да, мы выставили "крохи". Коллекцию можно было увеличить в 3-5 раз минимум. Основной части работ требуется серьезная реставрация. Картины пролежали более 20 лет в помещениях, не предназначенных к хранению художественных произведений.
Когда вы начали исследовать коллекцию, были ли какое-то разрушение стереотипов, лично для вас как для кураторов?
Мы все привыкли к тому, что конец 80-х - начало 90-х - это, во-первых, Новая волна, а, во-вторых, арт-группировка "живописный заповедник" с Тиберием Сильваши и Анатолием Криволапом во главе. Но выставкой "Иду и возвращаюсь" мы как раз и хотели преодолеть этот схематизм в восприятии постперестроечного искусства. Тем более, в коллекции "Градобанка" есть работы художников, которые выходят за рамки этих границ. Постперестроечное искусство в Украине - это взрыв: появляется огромное количество молодых художников, которые ищут и экспериментируют в области тем, формы и образов. Тотальный период обновления!
Но коллекция "Градобанка" - это не только украинское искусство...
Да, коллекция большая: есть работы 19-го века, украинские иконы, европейская графика, в частности, Пикассо и Дали, вазы, скульптуры, посуда. Но если говорить о самой интересной части, то это все-таки современное украинское искусство. За четерые года Дымшицу удалось собрать работы самых "модных" художников того времени, которые сегодня, спустя 20 лет, стали классиками - от Чичкана до Гнилицкого. По идее, эту коллекцию в те годы должен был собирать Национальный музей, но не мог в силу соверешенно очевидных экономических и политических причин. Прекрасно, что были бизнесмены и меценаты, которые понимали ценность искусства.
По сути, сами художники и породили феномен корпоративных коллекций?
Точно! Мы как раз и заостряем внимание на том, что сам "Градобанк" и его коллекция не появлились бы, если бы не поколение молодых людей, и художников в том числе, которые расшатали всю советскую систему. Их искусство стало маркером социально-экономических изменений в стране. Это поколение, по сути, и породило феномен корпоративных коллекций. Своим творчеством, поиском новых форм презентации своих работ они заложили основу для появления новой инфраструктуры искусства вообще.
Какие ваши личные кураторские открытия?
Илья Чичкан, безусловно. Вот, посмотрите - Оксана Баршинова показывает на работу Чичкана "Любовница Кирилла" 1991 году. - Вы бы узнали в этой пышной работе стиль Чичкана? Нет? Думаю, мало кто узнает (смеется). Также Михаил Крельман, о котором я уже говорила. Работы Владимира Бовкуна поразили разнообразием формальных приемов.
Можно ли на основе коллекции создать наконец Музей современного искусства, о котором так долго говорят в арт-среде?
Так и происходит. В нашем музее находится самая репрезентативная коллекция отечественного искусства - от древности до сегодняшнего дня. И вполне логично, что мы формируем коллекцию современного искусства. Мы не делаем купюр и ничего не опускаем: все интересное, характерное и показательное должно быть в нашей коллекции. Передача этой коллекции НХМУ значительно обогащает собрание произведений второй половины ХХ века. Мы очень надеемся, что амбиций государства будет достаточно, чтобы на базе НХМУ в будущем открыть Музей современного искусства Украины.