Путь к власти: как друзья Путина стали миллиардерами
После падения Берлинской стены 38-летний Владимир Путин вернулся из Дрездена в Петербург почти нищим. Не прошло и 10 лет, как он стал миллионером, не прошло и 20 лет, как он, по некоторым сведениям, превратился в одного из богатейших людей в мире. Путин воспользовался своей властью, чтобы наладить связи с миром бизнеса, помочь бизнесменам с процветанием и оградить их от чиновничества.
Когда друзья Путина разбогатели, то, по утверждениям США (хотя сам он это отрицает), разбогател и он. Американские следователи полагают, что его богатство спрятано. Многие аналитики разведки и участники российского бизнеса считают, что его состояние, переданное в доверительное управление, находится на хранении у лояльных олигархов - возможно, приберегается на жизнь после Кремля.
Розыском предполагаемого "банкомата Путина" заняты служащие министерства финансов и разведслужб США. Наша газета, сложив воедино то, что мы выяснили об их работе, смогла проследить три фазы в сложной игре, которую вел Путин, сплетая вместе бизнес и политику к собственной выгоде.
"Братья по оружию"
Через три месяца его сеть коллег по КГБ обнаружила для Путина вакансию советника в мэрии. Сделавшись мэром Петербурга, Анатолий Собчак, университетский преподаватель Путина, поручил ему возглавить комитет по внешним экономическим связям.
В последующие шесть лет Путина, который был уполномочен выдавать разрешения и лицензии на экспорт, окружили люди, которые теперь руководят российскими компаниями в сферах нефти, газа, строительства и банковского дела. Например, следует упомянуть Игоря Сечина, Алексея Миллера и Геннадия Тимченко.
Неназванный источник в Конгрессе США утверждал, что путь России к коррупции начался в 1990-х.
Нет никаких доказательств того, что кто-либо из физических лиц, на которых на Западе наложены санкции, или других олигархов причастны к какой-либо коррупции или что они нажили свои состояния в результате коррупции. Однако, если учесть их связи с Путиным, они живо интересуют США.
В Петербурге 1990-х Путин сделался солидной фигурой. Он стал одним из основателей элитного дачного кооператива "Озеро". Участников объединили связи, которые вознесли Путина в Кремль. Среди его соседей были Владимир Якунин, ныне глава РЖД, и Юрий Ковальчук, крупный акционер Банка "Россия".
Путин отрицает, что в 1990-х имело место что-то противоправное.
Не все согласны с версией, будто в начале 1990-х Путин делал что-то предосудительное. "До 1996 года Путин жил скромно", - сказал его неназванный бывший коллега по Петербургу 1990-х".
Когда в 1996 году Собчак потерпел поражение на выборах мэра, друзья помогли Путину перебраться в Москву.
"Отношения с Тимченко помогли: Путину дали денег на то, чтобы он отправился в Москву", - рассказывает неназванный "бывший коллега". Со своей стороны, представитель Тимченко, отвечая на вопрос, оказывал ли Тимченко Путину финансовую помощь в то время, сказал: "Тимченко никогда не участвовал в каких-либо частных делах Путина". Но, когда Путин переехал, многие из "братьев по оружию" тоже приготовились смотать удочки. Им предстояло стать намного богаче.
"Кремлевский денежный поток"
Путин нуждался в деньгах или как минимум в поддержке со стороны сверхбогачей, по крайней мере, на трех ключевых этапах - после возвращения из ГДР, после переезда в Москву в 1996 году и в первый президентский срок. Американские следователи полагают, что его союзники, которым он доверял, начали его спонсировать. Со временем "братья по оружию" фактически превратились в доверенных собственников. Это одна из причин, по которым США включили в санкционный список людей, которых сами именуют "приятелями" Путина.
По подсчетам покойного олигарха Бориса Березовского, к 1999 году Путин должен был стать миллионером, хотя и скромным. На приход к власти и ее консолидацию требовалось намного больше денег. По утверждению бизнесмена Билла Браудера, ведущего кампанию против российских высших лиц: "Существовали десятки различных сообществ по типу "Озера", незримо связывавших политику и деньги, которые крутились в крупных приватизационных сделках и вокруг этих сделок".
Когда Путин стал премьер-министром, а затем президентом, его богатые спонсоры увидели шанс перейти в высшую лигу.
Стержнем системы Путина была его неуверенность: он доверял своему ближайшему окружению, но других богатых бизнесменов воспринимал только как угрозу.
Предъявление налоговых претензий к ЮКОСу и арест Михаила Ходорковского были сигналом Путина в адрес любого олигарха, который рисковал публично выражать нелояльность.
Для тех, кто сохранил веру в него, Путин организовал прибыльные дела. "Роснефть", которой руководил Сечин, приобрела "Юганскнефтегаз". Нефть потекла в большом объеме через трейдера Gunvor, которым руководит Тимченко.
"Золотая лихорадка"
С 2004 года вплоть до вторжения в Крым в прошлом году большинство петербургских друзей Путина достигло верхних строчек в списке российских богачей, по версии журнала Forbes
Нет никаких доказательств того, что их доходы были нажиты нечестным путем, но инвестиции этих лиц оказались провидческими и выгодными. "Братья по оружию" сотрудничали между собой в форме перекрестного владения акциями, помогая детям друг друга. Элемент путинской системы состоит в том, что лояльность, деньги и власть переплетаются между собой, услуги учитываются и распределяются, словно по гигантскому гроссбуху.
Они соперничают за то, чтобы произвести впечатление на своего покровителя и нажить деньги для себя. Алчность - это хорошо, если она явно полезна для имиджа России и ее лидера. Но, по расчетам властей США, система устроена так, что Путин богатеет по мере того, как эти люди тоже богатеют. Не это ли США подразумевают под спонсорством? Хранение денег в интересах босса - незаметное, скрытое в дебрях фирм-прокладок, и отчасти благодаря выплате "дани".
Пока путинская система не рухнет, всегда будет почти невозможно доказать, что что-либо было построено или куплено для Путина. "Братья по оружию" могут изобразить любой подарок как патриотический дар государству.