Крымского татарина за одно и то же убийство судили дважды - и на Украине и в России
После победы Евромайдана, повлекшего за собой воссоединение Крыма с Россией, некоторые уголовные дела по преступлениям на бытовой почве стали получать политический подтекст. А после того, как на Украине необоснованно широко распространилась практика выносить приговоры в отсутствие обвиняемого, появился соблазн вести судебные процессы там, где это выгодно.
В конце мая 2013 года в Бахчисарае крымский татарин попросил знакомого поработать в своем огороде. Когда работа была уже почти закончена, он зашел в дом первым, достал из шкафа карабин, перед тем похищенный из сейфа родительского дома, и стал через фрамугу ванной комнаты целиться в своего друга. Раздался выстрел и мужчина, подвязывавшей на корточках помидоры, упал с простреленной головой.
Пока следователи готовили материалы в суд, Крым стал российским и рассматривал дело уже российский суд. Однако российский приговор не удовлетворил ни родственников, ни самого подсудимого. Поводом для оспаривания решения оказался не юридический казус, а политические мотивы. Ведь Украина к тому времени приняла так называемый «закон Савченко», по которому один день предварительного заключения приравнивался к двум дням лишения свободы. Да и за лояльность киевских властей можно было что-то выторговать.
Киевский суд действительно признал содержание под стражей крымского татарина незаконным. Что касается сути дела, то преступление было квалифицировано как убийство по неосторожности. Общий срок заключения вместе с наказанием за кражу огнестрельного оружия составил всего три года и восемь месяцев. При учете срока предварительного заключения получалось, что осужденному к моменту вынесения приговора полагается быть уже на свободе.
Но татарину пока это решение киевского суда помогло мало. Он так и будет отбывать наказание, осужденный на российской территории и по российским законам. Справедливости ради стоит отметить, что это чуть ли не единственный прецедент вынесения приговора украинским судом после того, как вынесен приговор судом другого государства.