Больше 3000 гривен должен заплатить каждый украинец за национализацию Приватбанка
Банкир, финансист, экс-глава банка "Национальный кредит" Андрей Онистрат считает, что рядовым вкладчикам банка "Приват" нечего паниковать. Беспокоится стоит крупным клиентам с миллионными счетами.
"Даже в случае ликвидации "Привата", они получат по 200 тыс. грн компенсации. Кому в этом случае нужно беспокоится, так это крупным вкладчикам - не секрет, что в "Приватбанке" есть очень большие вклады, которые исчисляются миллионами долларов. Но на данный момент таким вкладчикам-миллионерам уже поздно что-то предпринимать. Остается надеяться на то, что государство попробует подтвердить честность своих намерений", - говорит Андрей Онистрат.
- Хватит ли денег у Фонда гарантирования вкладов, чтобы разобраться даже с мелкими вкладчиками?
- Дело в том, что Фонд гарантированиявкладов гарантирует возвращение средств в случае ликвидации банка. О ликвидации "Привата" речь не идет - наоборот, здесь будет докапитализация со стороны государства. Я так понимаю, что в 2017 году государство планирует "влить" в банк 150 млрд. грн., а это означает физический заход денег в капитал банка со стороны государства. В итоге из-за таких влияний государство полностью войдет в капитал банка и будет распоряжаться 100% капитала.
- Зачем понадобилось национализировать "Приват"?
"Приватбанк" признан не платежеспособным. Это значит, что он не может выполнять обязательства перед своими клиентами. Может быть государству этот банк не нужен. Но - это самый большой банк страны - это 50% экономики и 75% избирателей. И допустить, чтобы эти избиратели потеряли свои деньги власть не может. Поэтому это больше политическое решение, чем экономическое, потому что экономически оно не обосновано. Никакого проку государству от такого шага нет - это только растраты, которые уже раскидали на 2017, 2018 и дальнейшие года.
В 2017 году туда внесут 150 млрд., думаю, что в 2018 государство внесет туда еще 50 - 100 млрд. Де-факто, пока что таких денег у государства нет, их придется где-то занимать под проценты, а затем и отдавать. Так что государственный банк такого масштаба - это своеобразная "черная дыра", которая будет высасывать огромные деньги из государства, а значит из налогоплательщиков. В развитых странах давно существует практика - если государство выделяет какую-то сумму на такой процесс - эту сумму делят на количество налогоплательщиков. Если 150 млрд. поделить условно на 40 миллионов украинцев - получится по 3750 грн. на каждого украинца. На столько каждый из нас участвует в национализации "Приватбанка".
Владимир Гройсман уже заявил - он рассчитывает на помощь в капитализации "Привата" Всемирного банка или ЕБРР или других серьезных международных организаций. Возможно, что какую-то часть расходов и возьмут на себя международные институты.
- Каким будет следующий шаг государства в таких условиях?
- Думаю, что год-полтора государство повозится с "Приватом", а затем будет принято решение и его слиянии с Ощадбанком. На тот момент экс-министр финансов, который возглавил "Приват", Александр Шлапак подаст в отставку, чтобы не участвовать в этом и процесс начнется. Технически это очень тяжело, поэтому потребуется еще некоторая сумма для слияния двух банков. Государству просто не выгодно будет содержать два государственных больших банка - поэтому без слияния не обойтись.
- Но ведь у "Приватбанка" есть свои акционеры. Почему бы им не докапитализировать собственный банк?
- Потому что это огромные деньги. У акционеров таких денег просто нет. Поэтому акционеры вынуждены были обратиться к государству.
- Что поменяется в этом случае для рядовых вкладчиков?
"Приват" - огромная финансовая институция, которая занимает до 50% рынка. Ясно, что страна сейчас больна, у нас кризис, "качели" на рынке, в том числе и информационные - и это не может не отобразиться и на этой институции. Национализация - это лучший вариант для клиентов, потому что в данном случае государство страхует вкладчиков, ну или избирателей.
Но стоит понимать, что более 90% теневой экономики проходило и проходит через "Приват24". Это взятки, нелегальные доходы, не легальные проплаты - все это осуществлялось через платежную систему.
Думаю, что не сразу, но государство начнет мониторить все эти платежи.
- Не секрет, что "Приват" - это еще и база данных. Не создаст ли это в будущем проблем для вкладчиков?
- В краткосрочном периоде нет. А вот в перспективе - вполне возможно. Тут стоит понимать, что вся налоговая система, система расчетов между физическими лицами, частными предпринимателями, крупными корпорациями - все со временем будет оцифровано и тогда государство может заинтересовываться и операциями и данными клиентов. Если подсчитать сейчас все зачисления на карты клиентов и классифицировать их, как доход - то спокойно можно обложить эти дебетовые начисления 18% налогом. В масштабах страны - это огромнейшая сумма.
- Что будет с деньгами, которые "Приватбанк" получил в качестве рефинансирования?
- По всем законам это означает, что государство будет должно само себе. Конечно, рефинансирование возвращаться не будет - скорее всего эти деньги просто спишут за счет налогов в 2017 году в рамках решения проблем по Привату в целом.
- Почему Игорь Коломойский решился на этот шаг?
- Для него это лучший выход из всех возможных. В свое время в "Дельта-банке" только мечтали о таком. Национализация снимает с Коломойского и его команды все обязательства перед клиентами. В этом случае отвечать перед людьми будет государство.
- К чему может привести паника по поводу "Привата"?
- К подрыву доверия к банковской системе и росту курса доллара. Уже скоро на рынок попадет наличка из Привата, вырастет спрос на доллары, и как следствие, курс перешгнет отметку в 30 гривен за доллар. А национальная валюта девальвирует. Это нормальный процесс, когда идет национализация самого большого банка страны. Тут встает логический вопрос - что будет с кредитами, которые были выданы инсайдерам Привата - были ли они переведены в валюту, этого никто не знает.