Жизнь в танце: интервью с солисткой American Ballet Theatre
Солистка Американского театра балета Кристина Шевченко рассказала Дарье Слободяник о любви к Нью-Йорку и Михаилу Барышникову, а также о планах труппы на следующий сезон.
Я с детства мечтала танцевать в American Ballet Theatre, - говорит одесситка Кристина Шевченко, сидя на подоконнике своей квартиры на Манхэттене, из которой открывается головокружительный вид на Нью-Йорк. - Из-за Михаила Барышникова в первую очередь. Он мой любимый танцовщик: еще ребенком я читала о том, как он уехал из СССР, как много изменил в ABT, и всегда хотела танцевать в этой труппе". Кристине - 28 лет, ее кумиру - 68: она присоединилась к ABT почти через 20 лет после того, как оттуда ушел Барышников, но с Михаилом все-таки познакомилась.
Уже восемь лет Кристина танцует в одной из самых известных балетных компаний мира, и это ее второй сезон в качестве солистки. Дальше - только самая высшая ступень, мечта всех танцовщиков, - principal, то есть ведущий солист. У Шевченко, как оказалось во время интервью, этот статус уже почти в кармане. "Весной я станцую первую партию в качестве principal - Китри в "Дон Кихоте", а потом - "Жизель". Я так счастлива!" - бурно жестикулирует она, рискуя свалиться с подоконника. На все вопросы о секретах успеха смешливая Кристина только улыбается и отвечает общими фразами - мол, нужно быть перфекционистом, а еще - не сдаваться, а еще - быть готовой прыгнуть выше собственной головы.
Больше о секретах успеха Шевченко знают критики, которые отслеживают ее премьеры и моментально реагируют рецензиями в The Wall Street Journal и The New York Times. Они считают, что Шевченко - образцовая классическая балерина с железной закалкой русской танцевальной школы, а еще - очень артистичная и обаятельная девушка. Закалка у Кристины олимпийская: ее папа, успешный гимнаст, отдал трехлетнюю дочь в школу олимпийского резерва, где не было ни выходных, ни поблажек. Дело было в Одессе: семья Кристины жила в самом центре, на Дерибасовской, и каждый день папа водил ее в знаменитую 59-ю спортивную школу на Канатной. А по выходным - в Оперный: подруга Кристининой мамы была балериной, и девочку по блату пускали в святая святых - за кулисы театра. "В четыре года я посмотрела из-за кулис "Спящую красавицу" - и обомлела. Это было так красиво! Тогда, видимо, я и поняла подсознательно, чем хочу заниматься в жизни".
Привычка много ходить пешком у Кристины из одесского детства. Теперь пешком она ходит на тренировки и репетиции. Тем более что от ее просторной, светлой квартиры на Манхэттене до Юнион-сквер, где находятся репетиционные студии ABT, - четверть часа ходьбы, а еще две минуты - и Линкольн-центр, где театр дает свои спектакли. "Гуляю - и дополнительно тренирую ноги", - шутит балерина.
Поклонники, кстати, считают, что это самая красивая часть ее тела: если посмотреть "Инстаграм" Кристины, можно подумать, что она не балерина, а голливудская звезда, которую буквально преследуют фанаты. Поклонники пишут ей страстные комплименты и всегда трогательно подписываются: "Я ваш поклонник из Калифорнии, помните гастроли прошлого года?" Услышав это, Кристина заливисто хохочет, а потом отмахивается - мол, дело в том, что в Штатах страшно любят балет. Это правда. За пару дней до нашего интервью Американский театр балета открыл свой новый сезон, и на вечеринке в честь открытия собрался весь светский Нью-Йорк: Хэмиш Боулз, Кельвин Кляйн, сестры Олсен, Дарья Жукова, Брук Шилдс, хореограф Бенджамин Мильпье с супругой Натали Портман. А еще, конечно, политики - например, Мишель Обама и адвокат Кэролайн Кеннеди, дочь Джона и Жаклин Кеннеди, которые уже много лет являются меценатами театра.
Семья Кристины уехала из Одессы в 1996 году - они классические эмигранты, которые не понимали, как строить свою жизнь в независимой Украине. В Пенсильвании, куда они переехали, мама Кристины первым делом нашла ей балетную школу. Подростком Шевченко завоевала все балетные премии, которые только возможно, - например, в 14 лет стала самым младшим в истории лауреатом премии Грейс Келли, которую семья принцессы Монако вручает талантливым артистам. Премия дала Кристине финансовую возможность ездить по миру и участвовать в конкурсах. Она с улыбкой вспоминает, что ее любимый Михаил Барышников тоже когда-то был лауреатом этой премии, а еще - Джордж Лукас и Гленн Клоуз.
Восемь лет назад Кристина уехала из Пенсильвании в Нью-Йорк - по приглашению ABT. "К труппе я присоединилась в декабре, и у меня было пять дней, чтобы выучить партию Мари в "Щелкунчике". Нервничала страшно". Нью-Йорк одесситка полюбила с первого взгляда: "Здесь всегда все работает: хочешь - иди в салон, хочешь - в бар, хочешь - в театр!" "Везде" Кристина ходит только по понедельникам, в свой единственный выходной: сначала на массаж, потом к терапевту, потом на криотерапию, помогающую расслабить мышцы, - самую популярную процедуру среди нью-йоркских танцовщиков. А вечера посвящает кулинарии: мама научила ее готовить борщ и вареники, и среди друзей Шевченко слывет мастером экзотической кухни. Еще одно неочевидное хобби - шитье. "Вот закончим интервью - и буду зашивать балетки, - просто говорит Кристина. - На этой неделе у меня по три репетиции в день, и надо привести обувь в порядок". На мой вопрос, нет ли в театре специалиста для этих целей, Кристина почти обижается - мол, ни один танцовщик не доверит свою обувь кому-то другому.
"В Нью-Йорке много роскошных балерин модельной внешности, но не все они харизматичны. Танцовщики есть - артистов мало. Так вот, Кристина - артист!" - хвалит коллегу балерина Ирина Дворовенко, героиня одного из номеров Vogue UA. 44-летняя Дворовенко - тоже украинка. В прошлом - звезда Национальной оперы, 13 лет она была примой в Американском театре балета. Два года назад Дворовенко завершила карьеру в ABT, но признается, что и сейчас внимательно следит за своей соотечественницей Кристиной Шевченко - потому что таких "содержательных балерин, как Кристина, мало".
В этом сезоне Шевченко танцует в родном театре три премьеры. Две классические - "Симфонические вариации" Сезара Франка, "Вариации" Брамса и современную - "Ее заметки" в хореографии Джессики Лэнг. О последней Шевченко говорит с трепетом: Лэнг славится экспериментальными постановками, и свой новый балет на музыку Фанни Мендельсон, сестры того самого Мендельсона и одной из самых знаменитых женщин-композиторов в истории, посвятила теме феминизма. "Танцевать феминистический балет - вот это вызов!" - говорит Кристина.
Вызов состоит еще и в том, что статус солистки ABT предполагает феноменальную разносторонность личности: сегодня у тебя в расписании - феминистический контемпорари, завтра - старый добрый "Щелкунчик". В декабре вместе с труппой ABT Шевченко отправляется в Калифорнию - каждый год они возят туда "Щелкунчика". "Американцы сходят с ума по этому балету. Все пишут список дел на праздники, и вверху обычно значится "Щелкунчик". Серьезно!"
Хотя у самой Шевченко в планах на рождественские каникулы вовсе не "Щелкунчик", а световое шоу, которое каждый год показывают на стенах Рокфеллер-центра в Нью-Йорке. Она говорит, что нигде так остро не чувствует праздник, как в этом городе, и всегда старается 24 декабря вернуться с гастролей в любимый Нью-Йорк. "Единственный город, на который я могла бы променять Нью-Йорк во время праздников, - это Париж. К тому же в Гранд-опера дают прекрасного "Щелкунчика"!"
Стиль: KC Jones @Factory Downtown
Прически: Nicolas Eldin @Art Department
Макияж: Stoj @Streeters
Арт-директор: Christopher Sollinger @Soda Jones
Производство: Soda Jones Inc
Ассистент стилиста: Mary Randall