Татьяна Умрихина: Под угрозой культура мировой цивилизации
Ситуация с экспонатами выставки «Крым - золотой остров в Черном море» из четырех крымских музеев вновь оказалась в центре внимания мировой общественности. Речь идет об экспонатах, которые в соответствии с заключенными в 2013 году договорами находились на момент вхождения Крыма в состав Российской Федерации на выставке в музее Алларда Пирсона. Несмотря на данные правительством Нидерландов гарантии возврата после окончания срока действия выставки, предметы из собраний крымских музеев в Крым возвращены не были.
На выставку из фондов Керченского заповедника отправлено 190 предметов: два комплекса украшений из драгоценных металлов, датирующиеся V в. н. э., остальные предметы - керамика, скульптура, терракоты, стеклянный флакон, костяная прялка - относятся к VI в. до н. э. - V в. н. э. Все вещи найдены на территории, входившей когда-то в состав Боспорского царства. По времени поступления в фонды заповедника это не только находки последних лет, но и такие, что поступили в фонды Керченского музея древностей в XIX - первой половине XX в.
Среди таких экспонатов в Амстердаме находится один, о котором хочется рассказать особо, - так называемая «Змееногая богиня», двусторонний акротерий. Он открывал выставку в Бонне и завершал ее в Амстердаме. А найден на северном склоне горы Митридат в результате раскопок, проводившихся на городище Пантикапей в 1862-1863 гг. Благодаря реставрации «Змееногая богиня» приобрела тот вид, который знаком каждому посетителю Керченского музея, она стала нашей визитной карточкой. Памятник использовался для печати открыток, научно-популярных брошюр и путеводителей по Керченскому музею. «Змееногая богиня» никогда не покидала экспозиции вплоть до июня 2013 г.
Сама по себе ситуация, при которой крымским музеям предложено в суде доказывать право на экспонаты из своих фондов, найденные в крымской земле, многие из которых хранятся в крымских музеях еще с XIX века, беспрецедентна. За каждым предметом коллекции - тысячелетняя история древних народов, населявших Крымский полуостров. Экспонаты выставки всегда хранились в музеях Крыма, в той местности, в которой были обнаружены. И именно они оказались заложниками политической ситуации.
Считаем, что музей Алларда Пирсона испортил навсегда свою репутацию. А голландский суд показал, чего стоит европейская демократия и право. Международное музейное сообщество должно обеспокоиться этим беспрецедентным случаем, так как под угрозой история и культура всей мировой цивилизации.
Источник: "Крымская газета"
Змееногая богиня из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника