11 захватывающих фильмов, где все решают диалоги
В наше время, когда зритель не идет на фильм, если только ему не пообещают ударный объем спецэффектов, смешно говорить про то, что есть фильмы, в которых основное действие - это разговоры. Тем не менее, такие фильмы есть, и их немало. И как это ни парадоксально, но даже если на экране два часа только и делают, что говорят, это все равно может быть не только интересно, но и по-настоящему захватывающе. Вновь и вновь мы убеждаемся, что хоть визуальные эффекты и важны, но не только на них можно выстроить хорошее кино. Основой для него остается сценарий и режиссерская работа. С ними и при нулевом бюджете на компьютерные спецэффекты по-прежнему есть шанс сделать кино, от которого у зрителей будет захватывать дух!
1. Доживем до понедельника
Нет, конечно, в этом фильме есть и определенные действия - как минимум, школьники и преподаватели ходят по классам. Но все же, основное время на экране занимают разговоры о морали, воспитании подрастающего поколения, роли учителя в обществе и на прочие высокие и важные темы. Это неудивительно, учитывая что фильм советский, да еще и о школе. Удивительно другое - несмотря на столь высокие темы и столь, казалось бы, скучную линию для диалога со зрителем, удалось сделать кино по-настоящему интересное и трогательное. Грань между моралью и занудством крайне тонкая, но создателям "Доживем до понедельника" удалось ее не пересечь. В результате фильм растащили на цитаты, а многие молодые актеры из него получили старт для дальнейшей карьеры. Ну а Вячеслав Тихонов показывает то, что и должен показывать квалифицированный учитель в школе - разговорами иногда можно добиться куда большего, чем действием.
2. Резня
В этом фильме действие в виде этих самых разговоров и вовсе не выходит за пределы одной комнаты. Думаете, это скучно смотреть? Ничуть. Когда делом занят режиссер и сценарист Роман Полански, то шансов для скуки не остается. А когда для того, чтобы вывести все диалоги на экран, приглашается такая четверка актеров - Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джоди Фостер и Джон Си Райли - тут и вовсе остается только устроиться поудобнее и наслаждаться действом. То есть диалогами. Очень эмоциональными, не зря фильм называется "Резня".
3. Гараж
Классика от режиссера Эльдара Рязанова - членов гаражного кооператива запирают на ночь в зале музея, чтобы они решили накопившиеся острые вопроса. А зрители полтора часа на это смотрят. Не отрываясь. Думаете, хоть какое-то действие за это время происходит на экране? Ничего подобного, максимум - игра на трубе. Все остальное время актеры говорят - но как, и, самое главное, кто именно! Гафт, Ахеджакова, Меньшов (хотя нет, он там как раз почти не говорит), Костолевский, Фарада, Бурков, Немоляева, Невинный, Остроумова, Саввина - такой ансамбль заслуженных актеров только Рязанову под силу собрать (ну еще Гайдаю и Захарову).
4. Кофе и сигареты
"Кофе и сигареты" - это фильм Джима Джармуша. А от этого режиссера ожидать стандартной подачи картины бессмысленно. Вот и в этот раз, одиннадцать новелл, снятые в течение семнадцати лет, никак не связанные между собой, составляют содержимое фильма. Во всех новеллах герои просто сидят, пьют кофе, курят сигареты и беседуют. Беседы о разном, о философии и о жизненных проблемах, часто смешные и ироничные, и они не дают оторваться от экрана полтора часа. Никаких движений в фильме не происходит, действие не развивается, просто идет диалог за диалогом, которые иногда ничем не заканчиваются. Чистое разговорное кино. В нем участвуют Кейт Бланшетт, Игги Поп, Том Уэйтс, Джек Уайт, Альфред Молина, Билл Мюррей, Стив Бушеми, Роберто Бениньи и еще много людей из мира кино и музыки.
5. Зеркало
В фильмах Тарковского действие если и разворачивается, то очень неторопливо. В основным действием выступают длинные панорамные планы, удаление и приближение, медленное движение камеры вдоль места съемки, пейзажа. Актеры часто играют вовсе без слов. Но и слов произносят в течение фильма предостаточно. Пересказывать, о чем этот фильм, просто нет смысла (да и не получится, чего уж там). Такие фильмы нужно смотреть, в этом вообще главная победа Тарковского - снимать такое кино, которое можно осознать лишь при просмотре и никогда при пересказе. Фильм движется вперед, но сами герои стоят на месте и лишь переговариваются.
6. Убийство в «Восточном экспрессе»
Все действие детектива "Убийство в «Восточном экспрессе»" происходит внутри разговоров между его героями. Тем более, что тут особо и некуда двигаться - все происходит в пределах поезда. На экспрессе совершают убийство, там же проходят допросы свидетелей, там же Пуаро (тот самый) выдвигает свои версии произошедшего. Ни тебе погонь, ни тебе драк, ни тебе перестрелок. Все только на словах. Но поверьте, этого достаточно, для того чтобы вас увлечь. Тем более, что на экране Шон Коннери, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет, Майкл Йорк, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв... Два часа пролетают незаметно.
7. Бешеные псы
Да, в этом фильме все же есть действие, пусть и очень ограниченное. Фрагмент погони, немного перестрелок, что-то вроде драк и даже сцены крайней жестокости. Но согласитесь, в процентном соотношении все это занимает крайне незначительную долю экранного времени. В то время как диалоги и монологи... о да, это же Квентин Тарантино. Он просто не мог не попасть в список такого типа кино. Ведь монолог минут на пять-десять - обычное дело для его фильмов. Даже в самых экшн-картинах Тарантино всегда находится место для длинного устного рассказа или дискуссии двух и более участников. С чего начинаются "Бешеные псы"? Со сцены в кафе, где гангстеры точат лясы. И далее, несмотря на все более поднимающийся градус напряжения, длина речей не сокращается. Тарантино - это когда говорят много, говорят интересно, рассказывают истории и высказывают свое подробное мнение по любому поводу. И это невероятно интересно. "Бешеные псы" - один из лучших фильмов всех времен. И разговоров в нем столько, что хватит на несколько других фильмов. Других, которые снял не Тарантино.
8. Гленгарри Глен Росс
Вот в этом фильме точно ничего кроме разговоров не происходит. И это просто прекрасно. Аль Пачино, Кевин Спейси, Джек Леммон, Эд Харрис, Алан Аркин в постановке пьесы Дэвида Мэмета. И не будем забывать про очень значимый эпизод с Алеком Болдуином - один из лучших мотивационных спичей в современном кино. Десять минут на экране - и одна из самых запоминающихся ролей актера. Драматизм фильма зашкаливает, эмоции такие, что постоянно кажется, что до драки остаются секунды. Герои исходятся желчью, полыхают ненавистью, бьют на жалость, врут и извиваются, продают и изливают душу - и все это в основном в пределах офиса по продаже земельных участков под недвижимость. Будни продавцов земли стали основой для захватывающего кино, которое полностью построено на одних только разговорах. Чем все закончится - предугадать нереально. Кино высшей пробы.
9. Мы, нижеподписавшиеся
Это очень советское кино. Советские принципы, советские интонации, но все сделано настолько тонко, что смотришь на происходящее не со стороны, а словно участвуя в происходящем. Объект должна принять комиссия, но она не подписывает протокол. Это грозит увольнением и прочими неприятностями суровой советской действительности, однако вызывается подручный (Куравлев), который должен членов комиссии переубедить, а сделать это ой как непросто. Особенно выделяется сверхпринципиальный герой Юрия Яковлева. Его авторитет давлеет и над остальными членами комиссии - Кларой Лучко и Олегом Янковским. Куравлеву придется изрядно попотеть, бегая по разным купе (действие, как и в "Убийстве в «Восточном экспрессе»", также происходит в поезде, который едет, и едет, и едет). И удастся ли ему склонить чаши весов в свою пользу - непонятно до самой развязки. 2 часа 18 минут - вот сколько разговоров вы можете не только выдержать, но и просмотреть с нескрываемым интересом.
10. 12 разгневанных мужчин
Классика от Сидни Люмета. Двенадцать присяжных должны вынести вердикт, казалось бы, обстоятельства дела очевидны и все проголосуют единогласно. Но находится один присяжный, который в этом сомневается. И он начинает раскручивать остальных на обсуждение дела. Что и происходит в жаркой комнате для заседаний, очень эмоционально, очень драматично. Вскрываются характеры героев, их личные драмы. И несмотря на то, что место действия - одна комната, и ничего кроме говорильни на экране мы не видим, это волшебное захватывающее кино, которое неизменно находится в верхней десятке лучших фильмов всех времен.
11. Семнадцать мгновений весны
"Семнадцать мгновений весны" - это, вообще-то, детектив, фильм о войне, о разведке, о гестапо, о перипетиях последних месяцев перед победой. И знаете, что занимает 90% времени на экране? Вы уже поняли - разговоры героев. В нем все-таки есть какие-никакие погони, перестрелки, пытки и прочие элементы экшна фильмов про войну и разведку. Но все же стоит отметить, что основной интерес представляют собой именно диалоги между Штирлицем и Мюллером, Штирлицем и Шелленбергом, Мюллером и Кальтенбрунером, Штирлицем и Борманом, Плейшнером и нацистской контрразведкой. А еще - закадровый голос Ефима Копеляна, лицо фильма. Это просто невероятно, какую роль может играть правильно написанный и правильно исполненный или начитанный текст.