Всемирный экономический форум в Давосе: повестка дня
Торговая война между США и Китаем и укрепление доллара входят в число главных угроз для улучшающегося состояния мировой экономики, считают ведущие экономисты на Всемирном экономическом форуме в Давосе, задумываясь и о политических рисках в сезон европейских выборов.
Политические лидеры, бизнесмены и банкиры, съезжающиеся на курорт в швейцарских Альпах на этой неделе, надеются на более оптимистичную ситуацию в экономике и ралли мировых фондовых рынков на фоне ожиданий масштабных стимулов при администрации избранного президента США Дональда Трампа.
Обстановка выглядит лучше, чем год назад, когда беспокойство о стремительном замедлении роста экономики Китая привело к тому, что глава Credit Suisse Тиджан Тиам назвал "самым худшим началом года на финансовых рынках".
Другой швейцарский банкир, председатель UBS и бывший президент немецкого Бундесбанка Аксель Вебер сказал Рейтер, что "настроен более оптимистично, чем в прошлом году".
"В отсутствие политической или геополитической неопределенности, которая может ослабить мировую экономику, 2017 год может даже приятно удивить", - полагает он.
Однако облака на горизонте продолжают сгущаться.
"Слишком рано прекращать беспокоиться, - сказал Вебер. - Такой циклический подъем скрывает, но не решает мировые структурные проблемы, а именно избыточный долг, чрезмерную зависимость от монетарной политики и неблагоприятные демографические изменения".
Опрошенные журналистами экономисты назвали в числе главных рисков в 2017 году угрозу торговой войны США с Китаем и более общие экономические противоречия, усугубляемые политикой администрации Трампа, которая, по их мнению, может быть более склонна к конфронтации.
Трамп угрожает провозгласить Китай "валютным манипулятором", то есть управляющим курсом нерыночными методами, и на этом основании ввести высокие пошлины на китайские товары. В декабре избранный президент США назначил ярого критика Китая Питера Наварро, автора книги "Смерть из Китая", главой нового совета по торговым вопросам при Белом доме.
"Это главная неопределенность, поскольку мы не знаем, в какой степени эта риторика является уловкой для заключения более выгодных сделок", - сказал экономист Чикагского университета Рагурам Раджан, который в сентябре 2016 года ушел с поста главы центрального банка Индии.
"Я обеспокоен людьми, которыми он (Трамп) себя окружает. Если у них более протекционистские взгляды на мир, и они верят, что проблемы США вызваны мошенничеством других, это создает определенную риторику, которая может очень плохо кончиться для мира".
Федрезерв в декабре повысил ставки во второй раз за десятилетие, позволяя предположить, что длительный период крайне мягкой денежно-кредитной политики, последовавший за мировым финансовым кризисом, может подходить к концу.
Всемирный банк сообщил на прошлой неделе, что ожидает ускорения роста мировой экономики до 2,7 процента в 2017 году с минимума после финансового кризиса в 2,3 процента в 2016-м за счет более быстрого роста ВВП США и восстановления развивающихся рынков благодаря росту цен на сырьевые товары.
Год назад в Давосе и Раджан, и Вебер предупреждали о лимитах мягкой монетарной политики. Однако теперь, когда ФРС переходит к ужесточению, возникают новые риски.
Один из них - дальнейшее укрепление доллара, который уже находится вблизи 14-летнего максимума к евро.
Продолжение роста стоимости валюты может увеличить торговый дефицит США, вынуждая Трампа прибегнуть к протекционистской политике. Это также может выявить слабые места в балансе заемщиков за пределами США, которые берут кредит в долларах, но владеют активами в местной валюте.
Напротив, в Европе рост доллара может стать дополнительным стимулом восстановления экономики, позволив Европейскому центральному банку свернуть меры смягчения монетарной политики, включая покупку бондов, или количественное смягчение (QE), программу, которую регулятор недавно продлил до конца 2017 года.
Однако это тоже может сопровождаться рисками, особенно для периферийных стран еврозоны, которым QE позволяет контролировать стоимость собственных заимствований.
"Как раз когда мы думаем, что еврозона стабильна, может оказаться, что это не так", - сказал Кеннет Рогофф из Гарвардского университета, бывший главный экономист Международного валютного фонда (МВФ).
"Если процентные ставки в США продолжат расти, а доллар подорожает к евро, (главе ЕЦБ) Марио Драги станет очень сложно рассказывать историю о том, что он проводит QE в поддержку инфляцию. Если он когда-нибудь затормозит QE, уязвимость периферийных стран будет огромна".
По словам Раджана и Ричарда Болдуина из Женевского института международных отношений, европейские банки являются еще одним масштабным риском для мировой экономики. Италия в декабре договорилась влить около 6,6 миллиарда евро в Monte dei Paschi di Siena, но слабость других итальянских банков и немецких институтов, включая Deutsche Bank, остается поводом для беспокойства.
Однако главной угрозой может быть политическая. Если лидеру крайне правых Марин Ле Пен, поддерживающей референдум о выходе Франции из ЕС по примеру Brexit, удастся, последовав за Трампом, одержать победу на двух этапах выборов во Франции в апреле и мае, неопределенность в отношении будущего ЕС и еврозоны усилится.
Сегодня шансы Ле Пен на победу выглядят призрачными. По данным проведенного на прошлой неделе опроса, кандидат от консерваторов Франсуа Фийон победит во втором туре выборов с разницей 63 процента против 37. Однако после двух политических шоков 2016 года - победы Трампа на президентских выборах в США и решения британцев проголосовать за выход из Евросоюза - никто не исключает победы Ле Пен.
"Политические сюрпризы могут фундаментальным образом изменить текущие благоприятные экономические и финансовые прогнозы в 2017 году", - сказал Вебер.