Немецкие нацисты и темная лошадка во Франции: какие сюрпризы будут на выборах в Европе?
Британские газеты публикуют сразу несколько материалов, посвященных предстоящим в этом году выборам в Германии и во Франции. Непрекращающиеся разговоры о тревожной тенденции к популизму и росту популярности еще недавно довольно маргинальных крайне правых партий, которые готовы активно включиться в борьбу за избирателя, заставляет британские медиа более внимательно следить за предвыборной ситуацией на континенте.
Немецкие правые перестали стесняться нацистской риторики
В среду правительство Германии объявило, что очередные всеобщие выборы в стране пройдут 24 сентября. Times рассказывает, с какой риторикой на эти выборы пойдет партия "Альтернатива для Германии".
По данным опросов общественного мнения, популярность "Альтернативы для Германии" упала до 11%, в то время как возрождение партии Ангелы Меркель продолжается.
Выступая перед молодежным крылом "Альтернативы для Германии" в Дрездене, глава отделения ультраправой партии в Тюрингии, 44-летний Бьорн Хеке заявил, что стране следует "перестать концентрировать внимание на памяти о преступлениях нацизма".
Отношение к своему нацистскому прошлому в Германии Хеке назвал "глупой политикой" и сказал, что страна должна совершить разворот на 180 градусов.
"Мы, немцы - единственный народ в мире, разместивший мемориал стыда в сердце свой столицы", - заявил он, имея в виду памятник жертвам Холокоста у Бранденбургских ворот в Берлине.
По его словам, Германия живет с сознанием "жестоко униженного народа", а его сравнение бомбардировки Дрездена с атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки встретило аплодисменты аудитории.
"Вместо того, чтобы воспитывать новое поколение на памяти о великих филантропах, музыкантах, изобретателях, которых в нашей истории множество - быть может, больше, чем у любого другого народа на Земле - вместо того, чтобы рассказывать детям в школе об этих славных достижениях, мы превратили историю Германии в нечто прогнившее и постыдное".
Ужесточение пронацистской риторики Хеке может быть связано, по мнению Times, с недавней отменой Конституционным судом Германии запрета на деятельность крайне правой Национал-Демократической партии.
Times пишет, что газета Bild назвала выступление Хеке "нацистским". Tagesspiegel сообщает, что в декабре АдГ приняла новую стратегию, в соответствии с которой партия должна провоцировать критику и нападки в свой адрес со стороны основных политических сил страны, что, по расчетам, должно вызвать симпатии к ней со стороны настроенных против политического истеблишмента избирателей.
Йозеф Шустер, президент Центрального совета евреев Германии, назвал выступление Хеке "абсолютно неприемлемым" и сказал, что "никогда в жизни не думал, что услышит нечто подобное в Германии".
"Бьорн Хеке оскорбил память уничтоженных нацистами шести миллионов евреев и пытается оправдать уникальное в своем роде и самое жестокое преступление в истории человечества", - заявил он.
"Этими антисемитскими и в высшей степени враждебными словами АдГ показала свое подлинное лицо", - добавил Шустер.
Times связывает активизацию АдГ и с определенным подъемом популярности Ангелы Меркель после жестокой критики, которой она подверглась за решение принять в 2015 году в страну почти миллион мигрантов. В 2016 число прошений об убежище сократилось почти втрое по сравнению с предыдущим годом.
По данным проведенного в среду опроса, возглавляемая Меркель партия ХДС остается ведущей политической силой страны. В ее поддержку высказались 38% опрошенных, и она сильно опережает идущих вслед за нею социал-демократов с их 21%. У АдГ 11%, на процент ниже чем неделей раньше.
"Темная лошадка" в президентской гонке во Франции
Начавшейся президентской гонке во Франции посвящены сразу несколько материалов британских газет. Уже на раннем этапе внутрипартийных праймериз и выдвижении кандидатов события начинают принимать неожиданный оборот, делая результат еще более непредсказуемым, чем ожидалось. Внимание СМИ приковано уже не к шансам Марин Ле Пен, а к внутрипартийным сюрпризам социалистов, а также к "темной лошадке" - независимому кандидату Эммануэлю Макрону.
Financial Times считает, что его появление добавляет новую струю в активно ведущуюся в стране предвыборную кампанию.
Выступая на индустриальном севере страны, в городе Энен-Бомон, где у власти находится крайне правый Национальный Фронт, 39-летний Эммануэль Макрон не стал предлагать избирателям чудодейственных рецептов и не искал виновных в их бедах. Он лишь пообещал исправить плохо работающую экономику страны.
"Не стоит обманываться. "Национальный фронт" говорит вам неправду. Никакого плана у них нет", - сказал он. По его мнению, стране требуется десятилетие терпеливых инвестиций в образование, технологии и возобновляемую энергию.
В стране, подвергающейся нападениям экстремистских исламистских группировок, на фоне прогнозов о выходе выступающей на платформе национальной идентичности и безопасности лидера НФ Марин Ле Пен во второй тур выборов, Макрон озадачил политических наблюдателей своей сосредоточенностью на проблемах экономики и возрождении социальной мобильности.
Тем самым, считает газета, он сильно оживил предвыборную борьбу. По опросам общественного мнения, бывший министр экономики, выступающий как независимый кандидат, вышел на третье место вслед за Ле Пен и кандидатом от правоцентристов Франсуа Фийоном. Некоторые даже считают, что у него есть шансы выйти во второй тур намеченных на май президентских выборов.
Действующий президент Франсуа Олланд отказался участвовать в выборах - рейтинг его крайне низок. В результате наиболее вероятным кандидатом от его Социалистической партии станет бывший премьер-министр Мануэль Вальс. Но для этого Вальсу нужно обойти на первичных партийных выборах противостоящего ему леворадикального политика. В этой ситуации Макрон может рассчитывать на левоцентристский спектр избирателей.
"Экономика, проблемы занятости и безработицы остаются приоритетными для французских избирателей", - считает глава социологической службы BVA Аделаид Зульфикарапасик. "Именно на экономическом поле Олланд потерпел крупнейший провал, именно поэтому он столь непопулярен, что даже вынужден был отказаться от борьбы за переизбрание. Макрону, по всей видимости, придется говорить и о терроризме, и о безопасности, но пока предложенная им политическая альтернатива компенсирует его потенциальные слабости", - говорит она.
Опросы свидетельствуют о растущей популярности Макрона, которая смешивает традиционный право-левый расклад политических сил в стране. Еще три года назад, в момент назначения на пост министра экономики в социалистическом правительстве, он был совершенно неизвестен широкой публике. Однако в декабре его митинг в Париже собрал 12 тысяч человек - свидетельство растущей силы молодого политика. Поддержка Макрона растет и в провинции, где на встречи с ним приходят тысячи человек.
"Это не мимолетный успех, Макрон - настоящая сенсация", - говорит профессор Версальского университета Лоран Буве. "Избирателей привлекает его молодость и положение политического аутсайдера. Многие смотрят на него с откровенным любопытством. В истории французских президентских выборов никогда еще не было такого внезапного появления новичка, поэтому трудно сказать, что из этого получится", - считает он.
После создания своей собственной партии "Вперед!" в апреле и ухода из правительства в августе прошлого года Макрон, никогда до этого не занимавший никаких выборных постов, сломал все расчеты политологов, указывавших на отсутствие у него опыта и партийной поддержки.
Также говорят и о трудностях, с которыми традиционно сталкиваются кандидаты-центристы, стремящиеся преодолеть сложившийся за последние 60 лет во Франции раскол между правыми и левыми.
Макрон, выпускник элитной Национальной школы администрации и бывший банкир Ротшильдов завоевал популярность, регулярно подвергая критике такие незыблемые догматы левых как 35-часовая рабочая неделя и налог на богатство.
В ЕС принятые по его инициативе в 2015 году дерегуляционные меры считаются символом новой готовности Франции к реформам.
В поддержку Макрона выступают и известные политики социалисты - мэр Лиона Жерар Коллон и министр охраны окружающей среды, бывший партнер президента Олланда Сеголен Руаяль.
На митинге в Бретани Макрон в числе своих сторонников назвал и министра обороны Жан-Ива Ле Дриана, который официально поддерживает на проходящих в Социалистической партии первичных выборах и Мануэля Вальса, и министра сельского хозяйства Стефана Ле Фоля, приверженца президента Олланда.
В то же время Лоран Буве признает, что на фоне Ле Пен и Фийона Макрону будет трудно доказать свою компетентность в вопросах безопасности, национальной идентичности и иммиграции.
"Кампания только началась, и эти опросы пока ничего не значат, - говорит он. - А когда она начнется по-настоящему, через месяц-два, люди зададутся вопросом: кто лучше всех сможет вести переговоры с Путиным и Трампом?"
Кандидатом в президенты Франции может стать социалист, обещающий платить пособия всем гражданам страны
Times также рассказывает о французской предвыборной гонке. В отличие от Financial Times, которая называет наиболее вероятным кандидатом от социалистов бывшего премьера страны Мануэля Вальса, Times утверждает, что новым фаворитом президентской гонки, вероятно, станет его соперник Бенуа Амон.
Газета называет его "французским Корбином", сравнивая нового фаворита социалистов с нынешним лидером лейбористской партии Великобритании Джереми Корбином.
Представляющий леворадикальное крыло партии Амон стал уверенным фаворитом на внутрипартийных праймериз после того, как пообещал выделить 400 миллиардов евро в год на пособия всем взрослым гражданам страны и ввести налог на богатство, созданное роботами.
Опросы общественного мнения показывают, что 49-летний бывший министр образования Бенуа Амон, идеологически близкий к Джереми Корбину, уверенно двигается к победе на партийных праймериз, которые пройдут во Франции уже в этом месяце.
Волна его популярности, пишет Times, начинает тревожить левых реформистов, которые опасаются, что социалисты станут столь же неприемлемы для традиционного электората партии, как Корбин для традиционного электората британских лейбористов.
Впрочем, лишь немногие наблюдатели считают, что после пяти катастрофических лет президентства социалиста Олланда у кандидата от его партии есть вероятность выиграть у республиканца Франсуа Фийона, Марин Ле Пен из "Национального фронта" или независимого центриста Эммануэля Макрона.
Тем не менее, пишет Times, дальнейшую линию партии будет определять именно тот, кто выиграет праймериз, а значит, от его программы будет зависеть и то, сохранят ли социалисты влияние как политическая сила.
Подталкивая Франсуа Олланда к отставке и отказу от переизбрания 54-летний премьер Мануэль Вальс рассчитывал, что он легко выиграет праймериз и станет кандидатом в президенты, учитывая его репутацию сильного лидера и его выдающиеся заслуги в борьбе с терроризмом.
Вместо этого Амон, благодаря своей крайне левой программе, смог заручиться поддержкой широких масс, утверждает Times. Его программа включает легализацию марихуаны и универсальную программу, в соответствии с которой каждый взрослый будет получать государственное пособие около 750 евро в месяц независимо от уровня дохода.
Амон утверждает, что такой "универсальный доход" необходим в обществе, в котором технологический прогресс ведет к потере рабочих мест. Он считает, что людям должна быть предоставлена возможность выбора работы и должен быть обеспечен минимальный доход, если они решат не работать.
Недоброжелатели говорят, что такая программа будет ежегодно обходиться примерно в 400 миллиардов евро, но такие расходы невозможны для страны, которая уже имеет государственный долг в размере более 2 трлн евро. Амон парирует, утверждая, что он будет платить эти пособия за счет налогообложения частных и корпоративных активов.
В попытке развеять опасения, что его идея разорит Францию, Амон объявил, что "универсальный доход" будет вводиться поэтапно в течение ряда лет и первоначально будет предназначен для людей в возрасте от 18 до 25 лет.
Другая его инициатива - план по введению "налога на богатство, созданного роботами" для финансирования системы социального обеспечения - также популярна среди активистов партии на низовом уровне.
Последний опрос общественного мнения показывает, пишет Times, что у Вальса есть шансы выиграть первый раунд праймериз, получив 34 процента, а Амон получит 27 процентов. Но во втором туре, на основании этого же опроса, высока вероятность, что Амон победит Вальса, получив 52 процента против 48.
Мало того, пишет в заключение Times, даже если пока отстающий от лидеров еще один социалист Арно Монтебур опередит неожиданно Амона, то Вальс проиграет и ему, притом с таким же результатом, что и Амону.