В окружении Трампа рассказали, зачем он пугает Европу и хвалит Путина - Bloomberg
В последние 70 лет отношения США с Европой основывались на определенных общих убеждениях: Россия - это общий противник, индустриальная мощь Германии - основа экономики континента, а объединенная Европа - в интересах каждого государства. Новый президент США Дональд Трамп, который принес присягу 20 января, якобы отказывается это принимать.
В течение нескольких недель после президентских выборов, "доктрина Трампа" по отношению к Европе, кажется, начинает приобретать очертания. Она включает в себя убеждение, что Великобритании будет лучше вне Евросоюза, Германия совершает ошибки как лидер в Европе, а Россия может быть полноправным партнером. Bloomberg в статье, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказал о беспокойстве Европы по поводу внешней политики Трампа и том, чего стоит от нее ожидать, а также узнал у людей из окружения нового американского президента, в чем смысл его стратегии пугать Европу и хвалить Владимира Путина.
Анализируя комментарии Трампа в Twitter и его интервью, должностные лица от Парижа до Киева беспокоятся, что новый президент посягнул на традиционную внешнюю политику США.
"Все это (заявления Трампа, - ONLINE.UA) является нарушением действующих правил и норм, - сказал в одном из интервью посол Польши в США Петр Вильчек, - у Трампа своего рода постполитический, очень уникальный подход. Это шокирует, особенно опытных дипломатов. Мы все думаем о том, как вести дела с этой администрацией?"
Этот вопрос еще более актуален, если учитывать, что Францию и Германию, самых крупных сторонников единства Европейского Союза, в этом году ожидают выборы, на которых успех националистических партий может перечеркнуть десятилетия работы по созданию единой Европы. Лидеры ЕС будут искать в инаугурационной речи Трампа в пятницу, 20 января, подсказки относительно его намерений во внешней политике.
"Глубокая обеспокоенность"
"В Европе глубоко обеспокоены, - сказал Деннис Росс, консультировавший по вопросам внешней политики последних трех президентов США. - У него (Трампа, - ONLINE.UA) есть свое мировоззрение, и я думаю, что справедливо будет сказать, что это мировоззрение не ставит союзы его первоочередной задачей, но ставит на первое место сделки и то, что помогает в сделках".
Подход Трампа особенно тревожит небольшие страны, которые укрепляются экономически и политически с помощью исторических альянсов, таких как НАТО и ЕС - двух организаций, которые раскритиковал Трамп. Если эта структура разрушится, они могут оказаться беззащитными перед лицом нарастающего экспансионизма России и столкнуться с режимом новых торговых барьеров после десятилетий экономической интеграции.
Как союзники, так и противники вынуждены были реагировать на противоречивые заявления Трампа о том, как он будет строить отношения США с миром.
В совместном интервью, опубликованном в минувшие выходные британской газетой Times и немецкой Bild, Трамп указывал на исторические противоречия в Европе, критикуя доминирование Германии в ЕС и невозможность большинства членов НАТО выполнить условие альянса по финансированию расходов на оборону. Он также раскритиковал канцлера Германии Ангелу Меркель за ее реакцию на ситуацию с сирийскими беженцами.
Европу, выведенную из равновесия вторжением России в Крым и ее бомбардировками Сирии, особенно обеспокоили слова Трампа: "Я начну с того, что буду доверять Меркель и президенту России Владимиру Путину". Тем не менее, он продолжал называть НАТО "очень важным", сказал, что уважает Меркель, и заверил, что "его чувства к Европе очень сильны".
Советник переходной команды Трампа, который просил не называть его имени, заявил, что критика Трампа в адрес НАТО - это лишь здравый смысл и исправление исторической несправедливости в альянсе. Чиновники администраций Барака Обамы и Джорджа Буша давно жаловались на недостаточное финансирование альянса со стороны европейских союзников.
Только 5 из 28 членов НАТО в настоящее время выделяют на оборону необходимые 2% своего ВВП. Европейские союзники не могут игнорировать свои обязательства, но при этом по-прежнему требовать от США соблюдать свои, сказал советник.
В то время как Европа беспокоится, сутью плана Трампа может быть именно это - вызвать тревогу, считает исполнительный директор Фонда защиты демократии Марк Дубовиц, который консультировал переходную команду Трампа. Он указал на недавние обещания стран НАТО увеличить расходы на оборону как на возможный признак того, что Трамп своими намеками добивается своего.
Неопределенность стратегии
"Наша естественная реакция - предположить, что у этих людей нет никакой стратегии, и что они все делают хаотично, но я не уверен, что создание страха, неуверенности и сомнений не является стратегией, - сказал Дубовиц. - Трамп, кажется, любит выводить всех из равновесия".
Трамп, похоже, наслаждается тем, что бросает вызов нормам, которые все остальные принимают как само собой разумеющееся. Он упорно отказывался выдавать свои приоритеты или объяснить противоречия в своих словах.
"Я не хожу и не говорю: "Я собираюсь сделать это, я собираюсь сделать то", я делаю то, что я должен делать, - сказал он в интервью Times. - Но я не хочу играть в карты, показывая всем, что у меня есть, еще до начала игры".
Насторожены не только европейцы. Трамп перечеркнул создававшиеся десятилетиями политические нормы в течение нескольких дней после избрания, приняв звонок от президента Тайваня и неоднократно ставя под сомнения политику "единого Китая" и торговые связи, которые были основой отношений с Пекином.
Противоречивые назначения
Не помогло прояснить политику новой администрации Трампа и то, что позиции его кандидатов на руководящие посты в сфере национальной безопасности противоречат его публичным высказываниям. Его выбор на пост министра обороны - Джеймс Маттис - заявил, что возможностей для переговоров с Россией не так много, и выступил против отказа от иранской ядерной сделки, хотя Трамп обещал пересмотреть ее в первый день же на новом посту. Рекс Тиллерсон, кандидат Трампа на пост государственного секретаря, назвал обязательство США защищать союзников по НАТО "нерушимым".
От уходящей администрации, которая обычно проводит консультации с переходной командой нового президента, тоже было мало помощи. Отвечая на вопрос о том, как проходит передача власти, на мероприятии 10 января, уходящий госсекретарь Джон Керри сказал, что все идет гладко, "потому что этого очень мало".
За всеми противоречиями просматривается одно неизменное обещание Трампа "Америка прежде всего", которое выглядит как шаг в пользу сделок с каждой отдельной нацией, нежели верность долгоиграющим союзам и традициям. По этой логике, помощь России в борьбе с терроризмом может оправдать ослабление санкций за вторжение в Украину, принятие сирийских беженцев Меркель подвергло всю Европу опасности, а бюрократы из штаб-квартиры ЕС в Брюсселе не должны устанавливать политику для Великобритании и других суверенных государств.
Больше всего, политики и аналитики понимают, что непредсказуемый подход Трампа может стать отличительной чертой внешней политики США на следующие, по крайней мере, четыре года.
"Каждый надеется, что Трамп станет "более нормальным", - сказал Дерек Шолле, бывший чиновник администрации Обамы, ныне старший советник Фонда Маршалла "Германия-США".
"Сначала надеялись, что его поведение изменится, когда он станет кандидатом от партии, - сказал Шолле. - Потом, что он успокоится, избравшись на пост президента. Теперь надежда на то, что его поведение станет более умеренным, как только он попадает в Овальный кабинет и почувствует ответственность президентства. Этого не произошло".