Украине перспективнее подавать иски против РФ в международные арбитражи, чем в ЕСПЧ
Если суд в Страсбурге вынесет решения против России, то она использует механизм отказа от их выполнения, аналогичный делу ЮКОСа.
Добиться от Москвы выполнения вердиктов Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) при нынешней внутриполитической ситуации в России практически невозможно, поскольку в Европейской конвенции по правам человека не предусмотрена обязательность выполнения решения ЕСПЧ относительно одной страны в других государствах - членах Совета Европы.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Владимир Кравченко. Ссылаясь на мнение опрошенных ZN.UA юристов-международников, обозреватель делает вывод, что отказ РФ выполнять вердикт ЕСПЧ о выплате 1,866 млрд евро компенсации бывшим акционерам ЮКОСа с большой вероятностью не будет иметь никаких последствий - ни юридических, ни имущественных, ни политических.
"Обязательная сила решений ЕСПЧ - неотъемлемая составляющая эффективности системы. Но не стоит упускать из вида тот факт, что сами государства-участники Европейской конвенции по правам человека обеспечивают эффективное исполнение постановлений и решений ЕСПЧ. Иными словами, в Конвенции нет процедуры принудительного исполнения решений ЕСПЧ, в том числе и для России", - приводит автор мнение члена Адвокатского объединения ENGARDE Ирины Шевчук.
Партнер по юридическим вопросам компании Grant Thornton Александр Малиновский, в свою очередь, в комментарии ZN.UA обратил внимание на то, что в Европейской Европейской конвенции по правам человека не предусмотрена обязательность выполнения решений ЕСПЧ относительно одной страны в других государствах - членах Совета Европы. Этим его вердикты отличаются от вердиктов международных арбитражных судов, постановления которых являются обязательными к исполнению на территории государств - участников Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Так, швейцарская компания Noga SA, используя вердикт Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, сумела добиться ареста имущества РФ за рубежом, в то время как сами акционеры ЮКОСА в 2015 году смогли по решению международного арбитражного суда (под эгидой Постоянной палаты третейского суда в Гааге), добиться ареста зарубежных российских активов для выплаты им 50 млрд долларов.
"Поскольку Нью-Йоркская конвенция, участницами которой являются и Украина, и Россия, устанавливает механизм обязательного исполнения решения международных арбитражных судов иностранными государствами, для Киева более перспективно подавать иски против России в международные арбитражи", - заключает Кравченко, уточняя, что игнорировать Страсбургский суд при этом ни в коем случае не следует.
По словам обозревателя, фактический отказ Москвы исполнять решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа важен для Украины в контексте того, что в данный момент там находится пять исков против РФ, касающихся российской агрессии, поданных украинским Минюстом (там же сообщили о подготовке к подаче шестого иска).
"Не вызывает сомнений, что если ЕСПЧ вынесет решения против России, то в их отношении в РФ будет задействован механизм, аналогичный делу ЮКОСа. Существует большая вероятность того, что КС РФ будет принимать постановления, чтобы не выполнять вердикты ЕСПЧ в России", - резюмирует Александр Малиновский.