За столом с президентом: Лукашенко рассказал о наболевшем
Отношения с Россией и внутренние проблемы Беларуси стали главной темой состоявшейся в Минске встречи Александра Лукашенко с журналистами, экспертами и чиновниками. Впервые вместо традиционных ежегодных пресс-конференций для белорусских и иностранных журналистов Лукашенко встречался с общественностью в новом формате, организовав "Большой разговор с президентом". На встречу в Минске в пятницу, 3 февраля, пригласили полсотни корреспондентов белорусских и зарубежных СМИ и сотню членов правительства, администрации президента, представителей предприятий, ученых, деятелей культуры, экспертов из провластных и независимых аналитических центров.
Сценарий встречи предполагал вопросы журналистов, ответы президента и участие экспертов, которым была прописана роль либо добавлять веса президентским ответам, чтобы они звучали как обоснование его правоты и правильности выбранного курса, либо вносить предложения что-то менять в стране.
Президент побил рекорды свои и коллег: 7 часов 20 минут
"Мы хотим и должны вас услышать", сказала пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт за пару минут до появления в зале президента. Разговор длиною в рабочий день Лукашенко начал с призыва: "Давайте обсудим все!" Он попросил собравшихся "согласиться на открытый разговор", добавив, что закрытых тем нет, и предложил "высказывать свое мнение прямо", но "не переходя на личности - будь то Путин, Трамп, Порошенко или Меркель".
О проведении встречи приглашенные узнали только в среду. Как долго она продлится, никто не знал. И можно было позавидовать выдержке Лукашенко, который более семи часов говорил сам, выслушивал вопросы и отвечал на них. Такую выносливость проявило и большинство присутствовавших, безропотно просидев, ни разу не покинув зал, и лишь единицы участников встречи ненадолго выходили из зала под прицелом множества телекамер.
В отношениях с Россией "что-то не клеется"
Круглый стол прошел в преддверии встречи с Путиным, которая должна состояться в начале февраля. Поэтому главной стала тема отношений Минска и Москвы, заметно обострившихся в последнее время из-за споров о ценах на энергоносители, возводимых Россией барьеров на пути белорусского продовольствия на российский рынок, а также введения пограничного режима на границе двух стран.
Отвечая на один из вопросов об отношениях с Россией, Лукашенко признал, что "что-то не клеется", что "боится сказать лишнее", но "ситуация толкает рассказать все людям честно". И предложил собравшимся "разобраться в этом вместе". Саму ситуацию он охарактеризовал так: "Россия пинает союзные договоренности в хвост и гриву - и про нефть, и про границы. Какой-то один фсбшник росчерком пера все перечеркнул".
И добавил: "Мы хотим, чтобы конфликт наверху не опустился донизу". Президент продемонстрировал твердость намерений отстаивать интересы Беларуси, как он их понимает, заявив: "Я уже не тот Лукашенко, который ребенком, случайно, в 38 лет стал президентом".
"Одолжить можно, но нельзя"
Президент традиционно позиционировал себя в качестве заступника интересов "простого" человека: "Почему многие в Беларуси раскатывают на шикарных машинах, вывозят деньги в оффшоры и, сами знаете кого, вывозят на дорогие курорты, а другие должны перебиваться с хлеба на воду?" Вопрос этот Лукашенко квалифицировал как риторический.
И обрисовал два варианта, при которых белорусы могут получить обещанную им в этом году среднюю по стране зарплату в 500 долларов в эквиваленте. Первый - только если страна больше произведет продукции и продаст ее. Второй путь он обозначил так: "одолжить или отобрать, но это - не наш путь. Одолжить можно, но нельзя".
Вопросы, ответы и признания
Традиционно острый вопрос о расследовании дел о без вести пропавших политиках на сей раз совсем в ином ключе задал провластный политолог Вадим Гигин, спросив у президента, "остается ли эта тема актуальной в наших отношениях с западными партнерами, и не пора ли поставить в этом вопросе точку". Ответа по сути не прозвучало.
На вопросы с критическим подтекстом по поводу перемен в экономике и перспектив приватизации Лукашенко ответил вопросом: "Может так будет быстрее, но выдержат ли люди?". И пообещал делать это постепенно: "Я оптимизирую все, но не так быстро". Свою позицию он обосновал так: "Экономика в жизни не совсем такая, как об этом пишут в книжках".
О личном и о надеждах
Не обошлось и без неожиданных высказываний о личном, что, впрочем, из уст главы белорусского государства прозвучало назидательно: "Туфли у меня белорусской фирмы "Марко", костюм и нижнее белье - отечественные, галстук и рубашка - нет". Президент также рассказал о фирменной водке с одноименным названием, которую делают в ограниченном количестве и которой он угощает своих гостей или преподносит в качестве подарка.
Отвечая на вопрос DW о его ожиданиях от Германии и Евросоюза, Лукашенко сказал, что "немцы хотели поучаствовать в приватизации, надо садиться и договариваться", и вести "открытый диалог о том, как нам жить дальше". "Я хочу, чтобы вы повернулись к нам лицом, чтобы вы увидели в Беларуси суверенное и независимое государство. Давайте поддерживать нормальные отношения!"