Танцы. Подбираем обувь правильно
Для зрителя любое выступление танцевальной пары - это настоящий праздник и огромное количество положительных эмоций. Однако на самом деле изящество и точность движений зависят от множества факторов, в том числе и от правильно подобранной обуви.
К сожалению, вопрос специальной обуви для занятий бально-спортивными танцами серьезно не изучался и не рассматривался, кроме отдельных единичных исследований. В 2001 году Галина Волкова в диссертации «Антропо-биомеханическое обоснование конструкций специальной обуви для спортивных танцев» отметила, что «... проблему изучали единичные зарубежные фирмы-производители, вследствие чего все сведения о специальной обуви для танцевальных и тренировочных занятий являются разрозненными и неполными».
Тем не менее, важность проблемы остается достаточно высокой, ведь «задача определения оптимальных свойств специальной обуви для танцоров по своей природе является комплексной, охватывающей все этапы проектирования, начиная с анализа биомеханического состояния стоп танцоров во время выполнения традиционных танцевальных элементов и, заканчивая разработкой основных деталей конструкции с учетом распространенных деформаций стоп танцоров. В этих условиях сложности заключаются в отсутствии внутренней формы обуви, адаптированной к стопе танцора, специально разработанных конструкций, обеспечивающих максимальную свободу движений при выполнении танцевальных композиций, обоснования пакета материалов верха и низа обуви, отвечающих нормам комфортности. Поэтому современная специальная обувь должна проектироваться не просто с соблюдением специфических особенностей танцевальных дисциплин, а с учетом анатомии стопы, затрат энергии танцора, амортизации силовых взаимодействий с опорой».
Во время исследования удалось установить причины деформации стоп танцоров. Прежде всего, исследователь утверждает, что нагрузка на стопы во время танца часто может быть нерациональной, из-за чего слишком перегружаются головки плюсневых костей. Кроме того, увеличивается удельное давление, сопряженное с уменьшением площади контакта с опорой, что свидетельствует о снижении нагрузки на свод стопы и о минимальной работе пятки. Становится понятным, что к обуви для занятий танцами необходимо предъявлять высокие требования, что позволит не только достигать высоких результатов, но и сохранять здоровье.
Приобретение качественной обуви для занятий бально-спортивными танцами
Вопрос о приобретении качественной обуви для занятий и для выступлений стоит перед многими танцевальными парами, причем специалисты отмечают, что эта проблема существует практически для любого танцора и в любой стране. Известный физиотерапевт Ширли Хенкок (Shirley Hancock), которая считается очень опытным специалистом именно в области бальных танцев и работала с самыми разными танцорами, включая бально-спортивные танцы, фламенко, балет, современные танцы, уверена, что «среди основных причин травматизма для бальных и латиноамериканских танцоров является плохо подходящая обувь. Они не знают, что нужно, чтобы получить максимальную поддержку и этим сделать лучшее вложение в свой танец. Обувь часто работает против них, на самом деле, сдерживает их».
Многие известные и успешные пары, которые стали чемпионами, шьют обувь на заказ - мастер может подобрать индивидуальную колодку и учесть все особенности стопы, а также принять во внимание все пожелания по поводу материала или сочетания материалов. Однако обувь на заказ шьют нечасто, удовлетворяясь рыночными предложениями танцевальной обуви. Наиболее известны фирмы «Supadance», «International» и «Ray Rose», которые великолепно себя зарекомендовали и имеют немало поклонников во всем мире. Обувь этих фирм-изготовителей можно приобрести и в интернет-магазинах, и в розничной продаже, однако при выборе интернет-магазина необходимо убедиться в его надежности.
Известные украинские танцоры останавливают свой выбор на покупке обуви для занятий танцами в магазине bigdanceshop, который можно посетить по адресу г. Киев, ул. Богдана-Хмельницкого 15/2 ст. метро "Театральная".
Здесь предлагается женская танцевальная обувь разных производителей, в том числе DanceLife, BIG Dance (Украина), Club Dance, Capezio, а также обувь для мужчин. Очень важно, что в магазине есть торговый зал, где возможна примерка любой пары, а также профессиональная консультация специалиста.
Где бы ни покупалась бальная обувь, то ли в интернете, то ли в специализированном магазине, очень важно понимать, на что следует обращать самое пристальное внимание при выборе и при покупке туфель или босоножек. И особенно это касается начинающих танцоров. Прежде всего, необходимо понимать, что танцевать в любой другой обуви, которая изготовлена не специально для занятий танцами, можно далеко не всегда, потому что к обуви для танцев предъявляются особенные требования, включая каблук, подошву, супинатор, но не ограничиваясь только этим. Кроме того, не стоит тешить себя надеждами, что одна и та же пара обуви подойдет и для латиноамериканской, и для стандартной программы.
Дело в том, что танцевальные движения в любом из танцев каждой из этих программ имеют принципиальные различия. В танцах латиноамериканской программы (так называемая латина) шаг начинается с носочка - это самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. А в танцах европейской, или стандартной, программы шаг начинается с пятки - это еще пять танцев: медленный вальс (Бостон), квикстеп (быстрый фокстрот), венский вальс, танго, медленный фокстрот. Темпы у каждого танца разные - от 21-25 тактов в минуту в румбе до 58-62 тактов в минуту в пасодобле или в венском вальсе. Получается, что при исполнении каждого танца максимальная нагрузка приходится либо на пальцы (латина), либо на пятку (стандарт), именно потому и обувь для исполнения танцев этих двух программ должна быть разной.
Специалисты по бальной обуви советуют особенное внимание обращать на супинаторы и на каблуки. Что касается обуви для танцев европейской/стандартной программы, то здесь обязательно должны быть длинные супинаторы, поскольку стопа более статична и выгибается значительно меньше, чем в танцах латиноамериканской программы, кроме того, положения «на пальцах» в танцах стандартной программы тоже нет - подушечка ноги всегда соприкасается с полом. Но в танцах латиноамериканской программы почти все движения (не менее 99%) начинаются с носка, поэтому и супинатор должен быть совершенно другим - коротким, потому что красиво вытянутый носок в обуви с длинным супинатором категорически невозможен. Например, в женских туфлях для латины от DanceLife уникальная технология изготовления обеспечивает максимальное прилегание и поддержку стопы, идеальный баланс во время танца, а мощный супинатор не позволяет разбалтываться каблукам.
Именно совершенно разные подходы к танцевальным движениям и стали причиной необходимости совершенно разной обуви для обеих танцевальных программ. Кроме того, танцевать в неподходящей обуви попросту опасно - при коротком супинаторе, который идеален для латины, танцевать, например, фокстрот или вальс нельзя, поскольку короткий супинатор не позволяет зафиксировать стопу, в связи с чем возрастает риск травмы или возникновения патологии.
Для специализированной обуви очень важен каблук, который не только позволяет создать красивый силуэт, но и помогает сделать движения максимально красивыми и точными, а потому и безопасными для здоровья. Специалисты предупреждают, что в обуви, которая предназначена для занятий бальными танцами, каблук должен обязательно находиться как можно более точно под центром пятки. Для женской танцевальной обуви разработано три вида каблуков - flare heel, или клеш, slim heel, или прямой каблук, contour heel, или контур. При выборе формы каблука следует принимать во внимание и то обстоятельство, что flare heel, то есть каблук-клеш, считается самым устойчивым, поскольку площадь соприкосновения с паркетом у каблука этой формы максимальна. Не следует забывать, что хотя основных форм каблука существует только три, однако в обуви разных производителей каблуки могут выглядеть неодинаково и иметь некоторые различия.
Что касается высоты каблука, то для женской танцевальной обуви она должна быть от 2,0 до 3,5 дюймов (принимая во внимание, что дюйм равен 2,54 см, то в сантиметрах высота каблука женских туфель может колебаться от 5 до 9 сантиметров). Каблуки мужской обуви для танцев должны быть широкими и устойчивыми и для исполнения танцев европейской/стандартной программы иметь высоту около 2,5 см (1 дюйм) и от 4 до 5 см (то есть 2,5-2 дюйма) для исполнения латины.
Специалисты обращают внимание, что каблуки туфель для латиноамериканской программы имеют меньшую площадь соприкосновения с паркетом, а точка опоры тоже немного смещена, что очень важно для поддержания необходимого баланса и для свободной работы стопой, что очень важно в латиноамериканской программе.
Что касается материалов, из которых изготавливается качественная обувь для занятий танцами, то это может быть сатин (для женской обуви), натуральная кожа или натуральная замша. Выбор материалов обусловлен тем, что танцевальная обувь должна всегда хорошо облегать ногу, пропускать воздух, обладать гигроскопическими свойствами, что возможно только при использовании натуральных материалов высокого качества.
Высокое качество обуви для танцев - залог не только побед на конкурсах и турнирах, но и сохранения здоровья.