Дмитрий Быков: Если это Русский мир - то, что творится сейчас на Донбассе, - это не мой мир
Если это Русский мир - вот то, что творится сейчас на Донбассе, - то это не мой мир. И я бы считал клеветой, русофобией, клеветой на русское сознание считал бы приписывать ему свойства русской души, русского характера. «Мы такие добрые, что всех вас сейчас убьем», - это штамп, который к Русскому миру не имеет никакого отношения.
Сказал российский писатель Дмитрий Быков в эфире программы «Один» радиостанции «Эхо Москвы».
Можно только ужасаться тому, что там сейчас происходит, и думать о масштабах расплаты, национальной в том числе. А масштабы этой расплаты могут оказаться чудовищными. Мы не представляем их себе, потому что для кого-то отрезвление будет очень горьким, это будет просто трагедия. Ну а кому-то придется отвечать за все это вполне серьезно. Потому что все хорошее, что могло быть сделано в российской истории, могло или не было сделано, все надежды, все иллюзии были крест-накрест перечеркнуты сначала Крымом... Потому что именно Крым - начало Донбасса. Я не принимаю этого разделения, что Февраль - хорошо, а Октябрь - плохо. Конечно, Крым - это начало Донбасса, это первый этап, первая ступень ракеты. Мне совершенно очевидно, что и Донбасс тоже будет впоследствии очень мрачной вехой в истории нашего развития.
И вот когда Лев Пирогов пишет, что «именно после Донбасса стало ясно, что мы нация, мы есть, мы всегда здесь будем», - это совершенно чудовищный wishful thinking, выдача желаемого за действительное. После Донбасса стало ясно, что слишком долгое нежелание России присмотреться к себе и понять себя привело к этим патологическим абсолютно проявлениям. И мне кажется, что это не столько даже ошибка и не столько чья-то злая воля, сколько это гигантская национальная трагедия, масштаб которой, еще раз говорю, мы будем оценивать многие годы.
То, что это началось и вряд ли когда-нибудь уже теперь при нашей жизни остановится, а если и остановится, то все равно будет между нами всеми стоять, как труп непогребенный, - это, по-моему, достаточно очевидно. Это был тот самый случай, когда Россия даже не с европейского (европейский путь мне тоже представляется не единственным и не универсальным), а именно со своего пути соступила в черное болото, в черную бездну. И как долго нам будет это аукаться, я себе представить не могу. И сколько еще крови там будет литься... И главное - сколько отвратительных черт полезло из людей, которые внешне были абсолютно, ну, белыми и пушистыми или, во всяком случае, нейтральными; сколько чудовищных превращений мы наблюдали, и превращений, в которых обратного хода нет. Поэтому, с одной стороны, конечно, хорошо, что все стало видно и наглядно, а с другой - вот такой образ Русского мира, который мы увидели, долго еще нам будет являться в страшных снах.