Комментарий: Пхеньян провоцирует Трампа
Запуская ракету, КНДР проверяет реакцию администрации США и усиливает свои переговорные позиции. Тем важнее скорее наладить сотрудничество Трампа с Пекином, считает обозреватель DW. Эти ритуалы повторяются уже не первый год: Северная Корея устраивает провокацию в виде ракетных испытаний, " зомбированное" население КНДР ликует, соседние Южная Корея и Япония выражают решительный протест, а потом вместе с США созывают Совбез ООН, международная общественность осуждает испытания, Китай неохотно присоединяется к критике в адрес Пхеньяна, а потом принимаются новые санкции.
Новые санкции? Как, простите, еще сильнее ужесточить и без того жесткие ограничительные меры против уже итак полностью изолированной страны? Разумеется, это ничего не даст. Это знают и в Северной Корее, но таковы ритуалы. И как-то нужно ведь наказывать КНДР за подобные действия.
Трамп тоже не идет на эскалацию
Исходя из этой логики, Пхеньян использовал недавние запуски ракет в качестве пробного шара, чтобы посмотреть, как новая американская администрация реагирует на провокации. Сколь бы непредсказуемым ни был Дональд Трамп, но все же и он не рискнет идти на эскалацию этого конфликта. Да и зачем? Он может использовать северокорейские тесты для того, чтобы выразить смущенным такими действиями соседа Южной Корее и Японии всяческую поддержку, а заодно выторговать для себя большие полномочия по обеспечению их безопасности.
На практике это означает, что американский противоракетный комплекс THAAD будет размещен в Южной Корее, несмотря на критику Пекина, а США не станут протестовать против постепенного изменения пацифистской конституции Японии национал-консервативным правительством Абэ. И так как японский премьер как раз недавно побывал с визитом в Вашингтоне, Трамп и Абэ имели возможность наглядно продемонстрировать свою сплоченность: что нужно делать перед лицом северокорейской угрозы? Здесь поможет только наращивание военного потенциала!
С точки зрения Трампа, наряду с КНДР виновником ситуации является и покровитель Пхеньяна, Китай, который несмотря на все более агрессивное обозначение своего присутствия в регионе, не использует собственное влияние на Северную Корею. И не случайно - Пекин опасается коллапса братского коммунистического государства. Ведь это означало бы не только миллионы беженцев на границе, но и появление военного присутствия США на неуютно близком расстоянии.
Умелое использование конкуренции КНР и США
То есть Пхеньян умело использует удачное стечение обстоятельств. В КНДР знают о стратегической конкуренции Вашингтона и Пекина, которую Трамп осознанно раззадорил целенаправленными провокациями вроде намеков на торговую войну, оспаривания китайского принципа " одна страна, две системы" или критики амбиций КНР в Южно-Китайском море.
Тактика КНДР, стоящая за новым запуском ракеты, ясна и многообещающа: Пхеньян будут рассматривать в качестве партнера по переговорам только, если он окажется в позиции силы. У кого нет оружия массового поражения, как у Каддафи в Ливии или Саддама Хусейна в Ираке, того свергают. Но если, как Иран, обзавестись ядерной программой и позиционировать себя как державу, которую надо воспринимать всерьез, то можно даже добиться заключения выгодной для всех сторон сделки.
Впрочем, пока США не пошли навстречу этим грубым попыткам вступить в торги. Пока Вашингтон не хочет прямых переговоров с Пхеньяном, а выступает за решение вопроса с участием нескольких заинтересованных сторон, то есть за продолжение шестисторонних переговоров. И так и должно быть впредь: лучше ритуалы, чем единоличные действия - последние только вредят, особенно, когда речь идет о таком дипломатическом минном поле.
Даже Трамп еще поймет, что многие вопросы можно решить только совместно с Китаем. Успешное решение для КНДР может быть достигнуто только тогда, когда будет возможно доверительное сотрудничество Вашингтона и Пекина. А до тех пор Пхеньян продолжит добиваться признания с помощью провокационных ракетных испытаний.