Бизнесмен требует от полиции 140 млн гривен за бездействие при разграблении завода
Необычный судебный процесс начался в Харькове. Там собственник разграбленного в прошлом году Мариупольского нефтеперерабатывающего завода требует от полиции охраны, которая обеспечивала безопасность предприятия и откровенно бездействовала во время захвата завода, более 140 миллионов гривен компенсации. Продолжение расследования " Подробностей" этой резонансной темы.
Редакция " Подробностей" разбирается в этой резонансной теме уже вторую неделю. Написаны официальные запросы во все силовые ведомства, опрошены свидетели, очевидцы и силовики самых разных рангов. История действительно поражает уровнем своего цинизма.
До войны мариупольский нефтеперерабатывающий был одним из самых новых в Украине. С уникальным современным оборудованием он обеспечивал топливом всю Донецкую область. С началом боевых действий у собственников завода возникли проблемы. Предприятие остановилось.
Комплекс с дорогостоящим оборудованием передали банку, ранее выдавшему кредит на его покупку. Тот заключил договор с государственной полицией охраны. Но ценный актив почти на передовой - слишком лакомая, а главное - легкая мишень для людей с оружием и высокопоставленным прикрытием. 8 июля прошлого года группа автоматчиков захватывает завод.
" Они поставили под оружие полицию охраны и заставили их покинуть объект. Никаких действий по освобождению или блокировке людей которые тут находились предпринято не было", - рассказывает юрист, представитель банка Алексей Авдеенко.
По факту захвата открывается уголовное производство. Тем не менее, в течение десяти дней люди захватившие завод, беспрепятственно, при помощи трех большегрузных кранов демонтируют и вывозят самое ценное оборудование - установку по перегонке нефти, ценой около 4,5 миллионов долларов.
Позже по делу открывают еще два уголовных производства. По факту тайного похищения оборудования и через решение суда о бездействии прокуратуры - по факту вооруженного огнестрельным оружием разбоя.
Впрочем, в правоохранительных органах этой темы избегают. Так глава донецкой полиции, застигнутый на одном из брифингов, на вопрос по теме НПЗ вначале обвиняет репортеров в продажности а потом отвечает, что, мол, не очень в теме.
" Мы даже в реальности не знаем кто там хозяин и кто будирует эту тему. Где владелец сейчас на данный момент? Что сейчас там происходит, и кто его охраняет? Законно это или нет?", - говорит начальник Главного управления национальной полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин.
И вот сегодня в эвакуированном донецком хозсуде в Харькове начинается необычный процесс. Владельцы украденного оборудования требуют возмещения ущерба от полиции охраны. На кону - более 140 миллионов гривен. В свою очередь представитель Мариупольской полиции охраны объясняет: по договору на территории они охраняли общественный порядок. Поэтому сопротивляться незнакомым автоматчикам не могли, ведь тогда бы они сами нарушили общественный порядок.
" Около 30 людей, вооруженные огнестрельным оружием с подствольными гранатометами при поддержке хаммера с крупнокалиберным пулеметом, они просто вытолкали наш наряд за пределы. Учитывая то, что предметом договора было именно осуществление публичной безопасности, поэтому наши отряды не могли нарушать публичную безопасность", - объясняет юрист полиции охраны Мариуполя Виктор Подопригора.
" Это охрана порядка, да? Когда вооружений люди в большом количестве заходят на предприятие, которое находится под охраной данной организации и они это спокойно позволяют. Более того, они, как сообщил сам представитель, фактически не реагировали", - говорит главный юрист-консульт банка Александр Матвейчук.
Уже после суда мы попросили юриста объяснить эту достаточно необычную позицию. И объяснить, почему в течение десяти дней полиция охраны не вмешивалась в разграбление завода и зашла на предприятие только после того, как неизвестные автоматчики уехали.
" Есть такое понятие, как тайна следствия. Я не могу комментировать что-либо. Идет следствие, поэтому по его окончании компетентными органами и будет принято решение", - говорит юрист полиции охраны Мариуполя Виктор Подопригора.
Но есть и другое объяснение такого не желания отвечать на вопросы репортеров. Ранее на связь с редакцией вышел один из очевидцев тех событий. На условиях конфиденциальности он сообщил, что у правоохранителей было достаточно сил и готовность не допустить этого преступления.
" Все люди, которые приехали - органы постояли и уехали. Полиция, ГСО была готова освобождать захваченный объект, но со стороны подкреплений прибывшего органов не было команды свыше, от руководителей органов".
Отчасти слова нашего источника подтверждает и начальник мариупольской полиции охраны.
" Оставался только штаб силового решения. Но я не компетентен принимать... Точнее не принимать... Я не принимаю такие решения, находясь в зоне АТО осуществлять боевые действия. Вот и все. - А кто компетентен принимать такие решения? - Я надеюсь кто.... вышестоящее руководство. - Ваше? - Наше тоже нет. - Что это за должностное лицо? Это министр? Или это руководитель полиции области? -.... может быть все из перечисленных к этому относятся", - говорит начальник Мариупольского межрайонного отдела, управления полиции охраны Александр Барабаш.
На данный момент следствие так и не установило, кем были автоматчики и в чьих интересах они действовали. Также не проводилось ни одной служебной проверки по факту бездействия полицейских, а также, почему они бездействовали. На большинство вопросов репортеров правоохранители отвечают - тайна следствия.