В День Сретения Господня запасались целебной водой и наблюдали за погодой
Пятнадцатого февраля - праздник Сретения, христианский праздник, принесение в Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.
В народе праздник называли еще "Стричання", "Громыця", "Зимобор".
На Сретение, по народным представлениям, зима идет туда, где было лето, а лето - где была зима. По дороге они встречаются и разговаривают.
Из года в год люди передают содержание их беседы:
- Боже, помоги тебе, зима! - Говорит лето.
- Дай Бог здоровья! - Отвечает зима.
- Видишь, зима, - упрекает лето, - что я наработало и натрудилось, ты поела и попила!
По народным верованиям, лето встречается с зимой дважды в год: на Сретение - 15 февраля - и в день святой Анны - 22 декабря. В народе представляли, что весной Зима - старуха, а Лето - молодая девушка.
На Сретение Зиму ведет под руки старый дед Мороз, она согнулась, трясется и еле идет. Кожух на бабе Зиме в заплатах, сапоги рваные, а в платке на голове мыши дыры погрызли, и с тех дыр седые волосы торчат. В руках Зима несет выщербленную корзину со льдом, а на плече у нее - пустая сумка.
У Лета венок на голове, рубашка в цветах, зеленая плахта, - веселая и красивая девушка. Лето несет в руках серп а также сноп ржи и пшеницы.
При встрече старая Зима и молодое Лето спорят между собой - кому идти, а кому возвращаться? Если к вечеру станет теплее - Лето переспорило Зиму, а если холоднее - Зима.
В этот день в церквях Украины святили воду и свечи. Посвященные на Сретение свечи назывались "громычными", потому что их зажигали и ставили перед образами во время грозы, чтобы предохранить людей и скот от грома. Эти же свечи давали в руки умирающему при чтении отходной молитвы. В день Сретения, когда приходили из церкви, зажигали "громычну" свечу - "чтобы весеннее половодье не повредило посевам и чтобы мороз деревьев не побил!". От "громычной" свечи и сам праздник, кроме "Сретение" или "Стричання", называлось когда-то "Громыця".
Когда святили в церкви воду, крестьяне набирали ее в новый - еще не применяемый сосуд, приносили домой и тщательно берегли. Этой воде приписывалась магическая сила. По народным представлениям, это - целебная вода. Ею натирали больные места и верили, что "поможет". Лучше всего эта вода якобы помогала от "сглаза".
Когда-то, когда чумак отправлялся в дальнюю дорогу, хозяин давал ему хлеб, соль и кропил сретенской водой волов, телеги и самого чумака, приговаривая: "Боже тебя сохрани!". Так же и отец отправлял сына на войну, покропив сретенской водой на счастливое возвращение.
Хозяева в этот день гадали на урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном на улицу. Если утром есть роса - урожай, нет росы - нет урожая.
Народные приметы:
Ясная и тихая погода в этот день предвещает хороший урожай поля и роения пчел.
Ветер - плохой признак.
Оттепель - жди поздней весны и береги пашу и хлеб, потому что в поле выедешь нескоро.
Как на Сретение петух напьется воды из лужи, то жди еще стужи!
Как напьется петух воды, то наберется хозяин беды!
День Сретения теплый и солнечный, то и весна теплая.
Если на Сретение дорогу заметает - весна будет поздней и холодной.
Если на Сретение есть под крышами сосульки, то в этом году будет хороший урожай кукурузы.
На Сретение с крыш капает - быть затяжной весне, если тепло, а с крыш не капает - весна будет ранняя, сухая.
Ветер на Сретение - к урожаю плодовых деревьев.
Если на Сретение солнце выглядывает из-за туч, то весна не за горами, а если этот день не будет видно солнца, то 24 февраля ударят морозы.