Украинцы в "серой зоне" выживают благодаря пенсиям и гуманитарной помощи
На фронте - снова обострение! Боевики обстреливают всю линию фронта. Но самая тяжелая ситуация - возле Авдеевки. Там ночью - целых 7 часов шел непрерывный бой. Атаковать боевики начали сразу после полуночи. Они накрывали минометным огнем позиции наших военных. Потом перешли в открытое наступление. При поддержке российских танков. Но прорвать оборону им не удалось.
По окраинам Авдеевки боевики выпустили более 300 мин и около 70 танковых снарядов. Из-за обстрела линий электропередач, город снова был обесточен. Кроме того, повреждена железная дорога. Фактически всю эту неделю Авдеевка снова была под прицелом врага. Огнем накрывали жилые кварталы. Есть раненые среди мирного населения.
И при этом в Авдеевке до сих пор остаются тысячи жителей. Как и во всех других прифронтовых селах. Фактически на линии огня. А еще есть так называемые "серые" населенные пункты. Которые неподконтрольны никому. Как там выживают люди? В одном из таких серых сел - в Катериновке - побывал наш Ярослав Кречко.
Они не там и не здесь. Десятки населенных пунктов на Донбассе - между двух огней.
"Считают нас серой зоной".
"Серая не серая, мне все равно - домой езжу".
Где-то остались лишь заброшенные дома, а где-то живут люди несмотря ни на что.
"Ну, человек 300 нас тут живет".
"Не было здесь ни тех, ни других, мы жили, как бы война нас не сильно касалась".
Крайние украинские позиции остались у нас за спиной, дорога налево ведет прямо на блокпост боевиков, мы же сейчас въехали в нейтральное, серое село Катериновка.
На улице - ни души. Мы едем к магазину - главному месту встречи односельчан. 10 утра, а он уже не работает.
"Я закрылась уже, там холодно просто и хлеб люди разобрали, больше никого нет", - говорит жительница села Катериновка Валентина.
Валентина работала здесь продавцом еще до войны. Она соглашается открыть магазин специально для нас.
"А хлеб как часто привозят? - Хлеб нам привозят через день с Попасной".
В самой лавке ассортимент обычного сельмага. Дефицита продуктов - нет, уверяет Валентина. Есть другая проблема:
"Мы ограничены во времени, например, у нас блокпост работает с 7 утра на данный момент до 6 вечера", - говорит Валентина.
"- Меня Ярослав зовут. - Павел. - Павел, в школе учишься? - В техникуме учусь - А сколько тебе лет? - 16".
Паша - будущий автомеханик. На выходные приехал в родную Катериновку. Он, как и другие несколько школьников "серого" села, живет и учится в Лисичанске.
"Тут школьный автобус ездил, мы ездили, а как война началась мы уехали отсюда".
189 учеников, все 11 классов - это школа поселка Новолуганское - совсем недавно он тоже был серой зоной.
"Обычная украинская школа. Просто мы считались серой зоной, проезд был ограничен к нам".
Сейчас ограничения сняли. В поселке - украинские военные.
У нас Украина, Артемовск район у нас, Артемовск - Украина и мы еще Украина".
Эти кадры мы сняли ровно два года назад возле здания сельсовета, в серой зоне село оказалось после боев за Дебальцево.
Украинский флаг на здании Новолуганского сельсовета - уже почти два месяца. В декабре населенный пункт под юрисдикцию Украины вернули военнослужащие батальона "Донбасс-Украина"
"Я думаю, что местные жители сейчас довольны, недовольны будут только те участники коррупционной схемы, которые были задействованы в контрабанде или незаконном перемещении товаров. Для обычных жителей там нормальная жизнь", - говорит командир батальона "Донбасс-Украина" ВСУ "Филин".
За два года в так называемом нейтральном статусе Новолуганское стало символом контрабанды всевозможных товаров на оккупированную территорию. Сейчас канал перекрыт. А в местных магазинах что тогда, что сейчас продуктов в избытке.
"Выбор у нас очень большой. И колбасы, и все есть, но правда людей маловато. Привет Киеву, Сумам и всем остальным, короче, всему западу привет, у меня ж там родственники".
А вот родственники Василия Федоровича из серой Катериновки остались по ту сторону линии разграничения - в Первомайске. По прямой туда всего пять километров, но ближайший пункт пропуска на оккупированную территорию - в сотне километров от села.
"Там же и квартира осталась, и гараж, ну все короче, то что наживалось, думали, на старости поживем, от и пожили, видите, как пожили", - сетует житель села Катериновка Василий.
Пенсии и гуманитарная помощь - то за счет чего выживают жители не только "серых", но и всех прифронтовых поселков. Многие покинули родные дома, а те, кто остался, говорят: успели привыкнуть ко всему. Лишь бы не стреляли.