Эммерсон: «Не отступаю от мечты сыграть за сборную Украины»
Защитник «Олимпика» Владис-Эммерсон Иллой-Айет рассказал об опыте игры в Тернополе, нежелании играть за Республику Конго и отсутствии болельщиков у «Олимпика».
«Нужно переходить с одних финансовых условий на другие, чтобы играть в футбол и держаться на плаву»
- Вы начинали играть в «Черноморце», который тогда играл в плей-офф Лиги Европы. Можно сказать, что эта команда - лучшая в вашей карьере?
- В плане конкуренции и инфраструктуры - безусловно. Условия располагали к тому, чтобы команда выступала именно в Лиге Европы.
- В основе «Черноморца» мы вас так и не увидели. Туда вообще реально было пробиться в команде Романа Григорчука?
- У команды были большие задачи и не меньшая конкуренция. Пробиться в основной состав было сложно, так как у Григорчука в приоритете был результат, который ему не могли дать молодые футболисты.
- То время - золотое для украинского футбола в плане финансов и уровня. По сравнению с тем временем, футболисты УПЛ много потеряли в зарплатах?
- Да. Даже старшие футболисты, с которыми я нахожусь в «Олимпике», с одних условий перешли на другие. Это обязательное условие, чтобы сегодня играть в футбол в Украине и как-то держаться на плаву. В украинском футболе с деньгами действительно сложно. Для молодых футболистов это, конечно, не показатель - им главное играть.
- Где вы получали большую зарплату: в дубле Черноморца или сейчас в «Олимпике»?
- Само собой, в «Олимпике» (смеется).
- Если бы не кризис, имели бы возможность играть в Премьер-лиге?
- Это сложный вопрос. Если бы все осталось на своих местах, у клубов были бы разные задачи. Хотя я привлекался к тренировочному процессу и товарищеским матчам первой команды Черноморца. Может, со временем мне бы там и нашлось место. Но не могу утверждать точно.
- Почему не заиграли в Одессе?
- Я не мог конкурировать с людьми, которые боролись за Лигу Европы и призовые места в чемпионате Украины. Шансы у меня были очень малы.
- Почему после «Черноморца» выбрали переход в «Карпаты»?
- Этот вариант предложил агент, ведь Игорь Йовичевич хорошо знал меня по чемпионату U-19. Я подписал контракт, но из-за запрета на трансферы сыграть за «Карпаты» так и не удалось.
- Не жалеете, что вообще перешли в «Карпаты»? Все-таки время потратили, а даже не попали в заявку этого клуба...
- Не жалею, ведь это жизненный опыт. Главное, что я не опустил руки, а продолжал стремиться к желаемому. По шажочку у меня получилось - я попал в клуб Премьер-лиги.
- Известно, что Йовичевич умеет работать с молодежью. Каким вам запомнился этот тренер?
- Очень харизматический человек, при этом очень грамотный. Он умел правильно общаться с футболистами и находить контакт. Да и тренировочный процесс у него был интересным и достаточно разнообразным.
- Большинство футболистов уходят из «Карпат» чем-то недовольными. У вас похожих проблем нет?
- Я пробыл в «Карпатах» недолго, поэтому ничего не могу сказать. Возможно, кого-то что-то не устраивает в плане финансов, кого-то - в игровом плане.
- Как вы могли играть в аренде за тернопольскую «Ниву», если «Карпаты» не могли оформить ваш трансфер?
- Контракт с «Карпатами» я подписал, но он не был зарегистрирован. Поэтому играть за «Карпаты» я не мог, зато в аренде - без проблем.
- Одесса и Львов - большие интернациональные города. В Тернополе скучно не было?
- Тернополь - красивый город, там было где прогуляться или посидеть в кафе. Хорошо, что в команде были общительные ребята. За три месяца, которые я там пробыл, думал только о тренировках и матчах.
- Что вам, как человеку и футболисту, дали эти три месяца в Тернополе?
- После выступлений в дублях я сыграл на взрослом уровне. Это добавило мне опыта и уверенности в своих силах. Что касается не футбольных моментов, то это элементарно опыт. Я впервые уехал с Одессы на такой долгий срок.
- У меня есть четкая ассоциация с Первой лигой: мало денег, плохие стадионы, много борьбы. А что запомнилось вам?
- Не скажу, что «Нива» успешно выступала, но запомнилось, что молодые футболисты сильно отдавались на поле и очень хотели проявить себя. Не могу отличить особые характеристики Первой лиги. Но не сказал бы, что там колоссальное количество борьбы - каждая команда старалась навязать сопернику свой футбол.
- Футбольный клуб «Нива» уже прекратил существование, там и долгов много накопилось. Вам ничего не должны?
- Мне не «Нива» должна была платить, а «Карпаты», поэтому у меня нет никаких претензий к тернопольскому клубу.
- Сейчас всплывает неприятная тенденция договорных матчей в Первой лиге. В «Ниве» сталкивались с подобным, учитывая финансовые проблемы клуба?
- Нет, у нас такого не было.
«Мы играем для себя и своих родных. Больше не для кого»
- Как удалось с Первой лиги попасть в команду УПЛ? У вас же было только три месяца опыта игры на взрослом уровне...
- Как «Олимпик» был заинтересован во мне, так и я в команде. Около двух-трех недель я находился на просмотре, после чего подписал соглашение.
- Первый год вы преимущественно провели в дубле. Не появлялось разочарование и мысль о том, чтобы сменить клуб?
- Эти моменты я, если и обсуждал, то в узком кругу. У меня не было негодования - скорее, это здравое рассуждения о своих реальных силах. Были беседы с главным тренером, который успокаивал, убеждая в том, что рассчитывает на меня в перспективе. Это очень мне помогло.
- Что в это непростое в игровом плане время вас заставило подождать и потерпеть?
- Уверенность в своих силах. Знал, что когда-то придет мой шанс. Главное - его не упустить. Старшие ребята тоже подсказывали, советовали тренироваться и доказывать свою силу, что я и делал.
- Благодаря чему вы получили этот шанс: выросли как футболист или воспользовались уходом конкурентов зимой (Кирилла Петрова и Артема Барановского)?
- Все эти моменты сошлись в совокупности. Осенью Роман Санжар доверял мне как выходы в основе, так и на замену. Он готовил меня к тому, что возложит на меня большую ответственность. А уже зимой ушли два центральных защитника, что позволило легче получить место в основе.
- Если тренер ставит вас в основу, значит, доволен вашей игрой. Вы сами довольны собой?
- Не могу быть доволен, ведь за две игры мы набрали только одно очко. Конечно, для защитников главное не пропускать, но мене еще хотелось бы побеждать. Над этим и работаем.
- Какой «Олимпик» сильнее - осеннего или весеннего образца?
- Мог бы ответить на этот вопрос в середине весны. Летом мы тоже неудачно выступали, но по ходу вкатились и начали набирать очки. Думаю, так произойдет и сейчас.
- В чем сила нынешнего «Олимпика»?
- Мы хорошо отрабатываем тактические перемещения в обороне и стараемся как можно быстрее выходить с обороны в атаку. Но не футбольные моменты и плохая организация процесса мешают нам, ведь у нас нет стадиона, из-за чего приходится делать много переездов. Но мы сильны духом, что и показываем на поле.
- Сильно видно, что «Олимпик» зависит от Андрея Богданова, который больше всех в команде пересекается с мячом. Без него команде было бы очень трудно?
- Богданов, безусловно, сильный футболист, как для обороны, так и для нападения. После его прихода в игре команды добавилось красок. Но когда-то должно так случиться, что мы останемся без Богданова. Тогда и поговорим, сможем мы без него или нет.
- Матч с «Динамо» долго переваривали в голове?
- Я до сих пор не могу до конца отойти от этой игры. Это не то, что меня удивило, - это шокировало! 92 минуты держать счет, а в конце пропустить... Но такое случается. Сейчас «Олимпик» уже ждет новый соперник, который принципиален для нас в плане турнирного положения. Поэтому уже готовимся к «Ворскле».
- Как относитесь к новому формату чемпионата? Не будет сложно «Олимпику» играть тяжелые матчи каждую неделю?
- Хороший формат. Нас ждут очень напряженные и увлекательные игры. На этом уровне нужно доказывать, что ты за футболист. Дай Бог, кто-то из наших игроков проявит себя, и им предложат лучшие контракты. В этом и есть смысл первой шестерки. У кого-то стоит задача попасть в Лигу чемпионов, у кого-то - в Лигу Европы, а у кого-то - проявить себя, подписав контракт с клубом, который сможет дать ему повышения в плане трофеев.
- Насколько тяжело психологически играть в футбол, не имея своего стадиона? Например, на матч со «Сталью» на «Арене-Львов» пришло меньше двухсот людей...
- Мы ожидали, что во Львове не придет много людей, но, чтобы их было настолько мало... Конечно, неприятно. Но, когда арбитр дал свисток, все забылось.
- Есть такой стереотип: «в футбол играют для болельщиков». Если в «Олимпике» нет ни фан-базы, ни стадиона, для чего существует клуб?
- Мы можем создать фанатскую базу своей игрой. Было бы преступлением этого не делать. Да, у нас нет возможности добиваться каких-то великих результатов, но быть в первой шестерке нам под силу. Мне кажется, мы и так выжимаем полный максимум.
- Это вы о болельщиках?
- Мы играем для себя и своих родных. Больше ни для кого. Надеюсь, показывая хороший футбол, притянем и болельщиков, а в дальнейшем у нас будет собственный стадион и поддержка.
«Немного расстроился, что Республика Конго вылетела с Кубка Африки. Потом оказалось, что это не то Конго, с которого родом мой отец»
- Ваша мать - украинка, а отец - конголезец. Насколько процентов в душе чувствуете себя африканцем?
- Не могу сказать, что в душе есть большой процент африканца, ведь я не был на родине у папы. У меня даже нет культуры конголезцев. Поэтому считаю себя украинцем.
- В сборную Конго попасть легче, чем в сборную Украину. Не рассматриваете возможности сыграть за африканскую команду?
- Время покажет. Мне уже несколько раз делали предложения сыграть за сборную Республики Конго. Но все настолько туманно, что я отказался. Это ж другой континент, другой климат, туда банально далеко лететь. К тому же я не отступаю от мечты сыграть за сборную Украины.
- Что африканского у вас есть?
- Врожденная пластика. Говорят, что я неплохо танцую.
- За Кубком Африки следили?
- Да, даже немного расстроился, что Республика Конго вылетела с турнира. Потом оказалось, что это не то Конго, из которого родом мой отец (смеется). (Республика Кого не квалифицировалась на турнир, а ДР Конго (Демократическая Республика Конго) вылетела в четвертьфинале. - прим. А. С.).
- Ни для кого не секрет, что в Украине и в украинском футболе есть место расизму. Что наиболее досадное случалось с вами на этой почве?
- Не могу сказать, что слишком подвержен расизму. Конечно, были издевки, но я пропускал их мимо ушей. Воспитанный человек не позволит себе подобного, поэтому я общаюсь в кругу людей, которые не переходят на личности. Это не порядочно и не культурно.
- Как можно уничтожить расизм?
- Вот даже перед матчами еврокубков идет социальная реклама «Нет расизму». Считаю, что это ментальная проблема, от которой нельзя полностью избавиться, все равно кто-то будет порождать расизм. Все зависит от человека: если у него нет никаких предрассудков, то ничего не изменить. Надеюсь, Украина с каждым годом «ментализируется» в этом плане, и все будет нормально.
- Вы, как уроженец Одессы, относитесь к своему цвету кожи с юмором? Можете пошутить по этому поводу?
- Я очень привык к своей индивидуальности. Допустим, иногда над Мохой подшучиваем: мол, «Не садись сюда. Это стол только для темнокожих» (смеется). Считаю, что цвет кожи меня украшает.