Нейросеть научили угадывать преступный умысел
Во многих странах степень ответственности обвиняемых в совершении преступления определяется по тому, насколько умышленным был их поступок. Так, уголовное право России выделяет прямой и косвенный умыслы, которые отличаются уровнем осознания общественной опасности деяния. В ряде случаев, например в США, ключевым элементом умысла выступает осознание не опасности, но самой противоправности своих действий. В частности, Модельный Уголовный кодекс (MPC), положения которого с 1962 года являются общими для всех американских штатов, устанавливает четыре формы преступления по их психическому содержанию: умышленное, сознательное, совершенное в состоянии аффекта или по неосторожности. При этом MPC основан на предположении о том, что среднестатистический гражданин как потенциальный присяжный заседатель способен точно выявить мотивы подсудимого.
В 2011 году американские психологи провели эксперимент, целью которого была проверка этого допущения. Согласно результатам, хотя испытуемые хорошо определяли умышленное преступление, преступление, совершенное по неосторожности, и отсутствие вины, в 45 процентах случаев они не могли уверенно отличить умышленное преступление от преступления, совершенного в состоянии аффекта. Между тем тяжесть наказания за эти формы преступлений значительно варьируется: согласно MPC, умышленное преступление карается вплоть до пожизненного заключения, тогда как состояние аффекта является смягчающим обстоятельством и позволяет рассчитывать на освобождение под залог. Поэтому ученые ищут объективные критерии, позволяющие определить умысел с высокой степенью достоверности.
В новой работе специалисты из Медицинского колледжа Университета Кентукки и других учреждений использовали с этой целью машинное обучение и функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). Известно, что отдельные элементы психического содержания, характерного для преступного умысла (например, риск), ассоциируются с активацией специфических участков мозга: задней теменной и задней поясной коры, медиальной и латеральной префронтальной коры, таламуса и других.
Чтобы проверить это, авторы поместили 40 добровольцев в томограф и показывали им изображения закрытых чемоданов с «ценным грузом», который нужно переправить через границу. В каждой сессии участникам демонстрировались от одного до пяти чемоданов, что повышало или снижало вероятность наличия груза в одном из них, и десять тоннелей с разным количеством охранников. При этом экспериментальная группа сперва видела тоннели и затем чемоданы, а контрольная группа - наоборот. На основании снимков экспериментальной группы (при условии согласия на перенос чемодана) ученые составили профили мозговой активности умышленного и неумышленного преступления. Так, первое выражалось в активации дорсомедиальной префронтальной и медиальной орбитофронтальной коры, средней и передней поясной коры, островковой доли. В контрольной группе согласие на противоправное действие сопровождалось активацией затылочной доли.
Активация разлиных участков мозга при умышленном (B) и неумышленном (C) выборе о доставке чемодана /
Затем исследователи разработали компьютерный алгоритм, который обучали распознавать «умышленный» и «неумышленный» профили мозговой активности методом многомерной линейной регрессии Elastic Net (EN). Для этого они использовали по два снимка фМРТ от каждого участника, сделанных при предъявлении различных стимулов. Испытания показали, что алгоритм способен определять психологическое содержание решений с точностью 30,6-100 процентов в зависимости от контекста (порядка предъявления чемоданов и тоннелей, числа чемоданов и охранников). По словам ученых, пока говорить о применении технологии в судопроизводстве преждевременно. В ближайшее время авторы намерены проверить алгоритм на более крупной выборке, а также выяснить, как повлияют на показатель, например, прием препаратов и наличие черепно-мозговых травм.
В последние годы ученые все чаще прибегают к высоким технологиям, предназначенным для борьбы с преступностью. Осенью прошлого года китайские специалисты представили искусственную нейросеть, которая способна распознавать лица людей, совершивших преступления. Позднее полиция Дубая объявила о проектировании «умной» системы для прогнозирования противоправных действий, а американский журналист выложил в открытый доступ данные обо всех убийствах, нераскрытых Федеральным бюро расследований (ФБР) в период с 1965 по 2014 год. С помощью базы попробовать себя в роли следователя может любой желающий.